Королева немого кино
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9392
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Королева немого кино
Ателье Ханжонкова стало снимать Холодную все чаще. Новый фильм с ее участием выходил примерно каждые три недели. Ею восхищалась публика, о ней ходили сплетни и анекдоты (в основном о том, к каким ухищрениям вынуждены прибегать режиссеры, чтобы снимать эту "бесталанную, но миловидную натурщицу"). А она продолжала и продолжала сниматься…
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9392
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Королева немого кино
К 1916 году кинопроизводство в России достигло своего пика. Из-за войны зарубежные фильмы были недоступны, зато между российскими кинофабриками конкуренция всё росла. Снимать фильмы становится все выгоднее. Все больше предпринимателей приходят в кинобизнес со стороны. Одним из таких был Дмитрий Иванович Харитонов. В 1916 году он открыл на Лесной улице в Москве собственное киноателье. Поначалу на него смотрели как на потенциального банкрота: у него не было ни режиссеров, ни операторов, ни – что самое важное – "звезд", на которых пойдет публика. Но Харитонов все это нашел: он попросту перекупил у других фабрик тех, кто был ему нужен, предложив им такие большие гонорары, что никто не смог ему отказать. Уже через несколько месяцев на Лесной собралась вся киноэлита во главе с Холодной.
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9392
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Королева немого кино
Впрочем, она держалась дольше всех. Но к Харитонову ушли все ее партнеры по фильмам, операторы и режиссеры, с которыми она работала… К тому же деньги были для нее важны: муж все еще на фронте, у нее на руках дочери и сестры, а жалованье у Ханжонкова вовсе не такое большое, как можно было подумать. Кроме того, Харитонов обещал больше свободы творчества, а его ателье было расположено всего в пяти минутах ходьбы от ее дома. И она решилась.
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9392
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Королева немого кино
Главным режиссером у Харитонова стал Владимир Чардынин – бывший у Ханжонкова лишь вторым, после Бауэра, здесь он наконец смог реализовать себя полностью. В отличие от Бауэра, для него главным было игра актера и сам актер. Он много времени тратил на репетиции, на общение с актерами, на поиск наиболее подходящего ракурса… Особенно внимателен он был к Вере Холодной, в которую, как и многие, был тайно влюблен. Для нее он создал репертуар – только из подходящих для нее ролей, не перенапрягал ее съемками… За полгода работы Вера Холодная снялась лишь в трех фильмах: "Столичный яд" по роману С. Фонвизина "Сплетня", "Пытка молчания" по пьесе Анри Бернштейна "Вор" и "Ради счастья" по одноименному роману С. Пшибишевского. У Ханжонкова за это время сняли бы восемь!
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9392
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Королева немого кино
Сестра актрисы Софья считала, что Холодная ушла от Ханжонкова из-за нежелания играть в пошлых и бессмысленных фильмах; по словам же самого Ханжонкова, причиной стал высокий гонорар, предложенный Харитоновым, — вдвое больше, чем в предыдущем ателье. Уход Холодной, а также Витольда Полонского стал для Ханжонкова тяжёлым ударом. «Холодная и Полонский на второй год своей работы в акционерном о[бщест]ве уже получали такие оклады, о которых до прихода в кинематографию и мечтать не смели. Месячный гонорар каждого из них был равен годовому гонорару среднего театрального актёра», — писал он. Вследствие ухода Холодной и Полонского Ханжонков, по его собственному признанию, потерял «ровно столько же, сколько приобрёл Харитонов».
С этого момента Холодная снималась только у него и лишь в порядке исключения давала согласие другим режиссёрам. Подметив, что зрители отождествляют актёра с созданным им экранным образом, Чардынин и Харитонов ввели в русский дореволюционный кинематограф «систему звёзд». Они предложили публике смотреть в одном фильме сразу и Витольда Полонского, и Владимира Максимова, и Веру Холодную, закрепив за каждым из них постоянный экранный образ. Места действия, сюжеты и среда менялись, но Полонский и Максимов, по выражению искусствоведа Семёна Гинзбурга, неизменно «представали как элегантные герои-любовники или развращённые фаты, а Холодная — как безвольная и скорбная жертва собственных и чужих страстей».
В начале 1917 года выходит на экраны один из лучших фильмов Веры Холодной – "У камина" по мотивам популярного романса. Трагический фильм о разбитой богатым любовником семье заканчивается смертью главной героини в исполнении Веры Холодной. Успех этого фильма превзошел успех всех снятых до тех пор отечественных фильмов. Фильм был снят с проката только в 1924 году – по решению Главрепеткома. В те времена фильмы запрещали, снимали с проката и смывали сотни и сотни дореволюционных фильмов. Некоторые фильмы перемонтировали. Специальный творческий коллектив во главе с талантливейшим монтажером Эсфирью Шульц меняли надписи и переставляли местами эпизоды так, чтобы в итоге в фильме появилась революционная идеология. Из фильмов с Верой Холодной сохранилось только пять лент, и теперь даже нельзя точно установить, в скольких именно фильмах она снималась – по разным данным, от пятидесяти до восьмидесяти с лишним.
Конкуренты отнеслись к идее «системы звёзд»скептически, полагая, что расходы на оплату «звёздных» актёров не окупятся. Однако ожидания Харитонова подтвердились: коммерческий успех этой и последующих картин стал рекордным для русской дореволюционной кинематографии. В Одессе лента «У камина» непрерывно демонстрировалась на протяжении 90 дней, в Харькове — 72 дня, при этом крупнейший харьковский театр «Ампир» четырежды возобновлял постановку картины, и каждый раз показ собирал огромные очереди. Холодная была более востребована зрителями, нежели её коллеги Полонский и Максимов — герои последних были лишёны всякого характера, тогда как Холодная изображала человеческий характер, близкий публике.
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9392
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Королева немого кино
А Евгений Францевич Бауэр, режиссер, создавший Веру Холодную, ради которого она могла бы вернуться к Ханжонкову, умер 9 июля 1917 года от пневмонии. Оплакивать его Вере Холодной было некогда – за 1917 год она снялась в двенадцати фильмах. Опять – по три недели на фильм: после необыкновенного успеха фильма "У камина" Харитонов, убедившийся в собственной удачливости, ужесточил порядки на студии. Уменьшилось время на съемки каждой картины, ввели штрафы за опоздание на работу. Однажды зимой Вера Холодная и Владимир Максимов, ее партнер, опаздывали на съемку. Они все время подгоняли извозчика – и в итоге сани зацепились за трамвайные рельсы, перевернулись на полном ходу, и напуганные лошади протащили их еще целый квартал – вместе с придавленными к земле артистами. Оба довольно сильно расшиблись, а Вера Холодная еще и простудилась. Но съемки не остановились – на следующий день Вера играла с температурой, а Максимов – с тщательно загримированными синяками в пол-лица.
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9392
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Королева немого кино
Через полгода сняли продолжение "У камина" – "Позабудь про камин, в нем погасли огни…". Вера Холодная сыграла циркачку – и была неотразима в цирковом наряде с короткой юбкой до колен и обтягивающем трико. Публика ломилась на сеансы, буквально разнося кинотеатры. Фильм имел ещё больший успех, несмотря на то, что вышел на экраны в дни Октябрьской революции. Как сообщал «Кине-журнал», в харьковском театре «Ампир» «всё время постановки была огромная очередь». Фильмы на тему цирковой жизни с участием Холодной — «Позабудь про камин, в нём погасли огни» и «Молчи, грусть… молчи…» — имели рекордные сборы за весь период существования русской дореволюционной кинематографии. При этом по словам самого Чардынина, он «немало возился» с Холодной во время съёмок, отрабатывая каждое движение, поскольку та не владела элементарной актёрской техникой и съёмки у Чардынина никак не способствовали её творческому росту.
Было объявлено о съемках и третьего фильма – "Камин потух", но почему-то фильм так и не был снят. Потом были фильмы по роману Эмиля Золя "Человек-зверь" – история сумасшествия и ревности из жизни французских железнодорожников (пожалуй, наименее успешный фильм Холодной того периода), и мелодрамы "Любовь графини" и "В золотой клетке". С 1916 по 1919 год было поставлено более 30 картин с Холодной! Как правило, одновременно шло по несколько фильмов с её участием. Даже тогда, когда в апреле-мае 1918 года дела киностудии пошли на убыль, было выпущено шесть лент с Верой Холодной. Режиссёры зачастую заставляли её не сниматься, а «просто позировать в мало подходящих, а иногда и явно халтурных лентах», как писал Чеслав Сабинский. Вера принимала участие в благотворительных концертах, в продаже подарков для поддержки фонда воинов и их семей. Военные боготворили Холодную, называли её «своей Верочкой» и скупали билеты на все её сеансы. Николай Анощенко вспоминал, что билеты «с боем» раскупали не только «юные прапорщики и подпоручики из числа бывших студентов», но и «штабные капитаны и удачливые подполковники». В перерывах между съёмками Холодная ездила на фронт к мужу, который добровольцем ушёл на фронт.
Было объявлено о съемках и третьего фильма – "Камин потух", но почему-то фильм так и не был снят. Потом были фильмы по роману Эмиля Золя "Человек-зверь" – история сумасшествия и ревности из жизни французских железнодорожников (пожалуй, наименее успешный фильм Холодной того периода), и мелодрамы "Любовь графини" и "В золотой клетке". С 1916 по 1919 год было поставлено более 30 картин с Холодной! Как правило, одновременно шло по несколько фильмов с её участием. Даже тогда, когда в апреле-мае 1918 года дела киностудии пошли на убыль, было выпущено шесть лент с Верой Холодной. Режиссёры зачастую заставляли её не сниматься, а «просто позировать в мало подходящих, а иногда и явно халтурных лентах», как писал Чеслав Сабинский. Вера принимала участие в благотворительных концертах, в продаже подарков для поддержки фонда воинов и их семей. Военные боготворили Холодную, называли её «своей Верочкой» и скупали билеты на все её сеансы. Николай Анощенко вспоминал, что билеты «с боем» раскупали не только «юные прапорщики и подпоручики из числа бывших студентов», но и «штабные капитаны и удачливые подполковники». В перерывах между съёмками Холодная ездила на фронт к мужу, который добровольцем ушёл на фронт.
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9392
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Королева немого кино
Советская власть шла ей навстречу: сестра Софья писала, что в условиях экономии новые власти, «зная, что снимается Вера Васильевна Холодная, отпускали электроэнергию и плёнку по возможности бесперебойно».
Уже произошли две революции, а репертуар кинотеатров не менялся. Продолжали снимать кино "из жизни высшего света" – с высокими страстями, пышными костюмами и роскошными интерьерами, – хотя и богатых уже прогнали, и пышных костюмов никто не носил, и интерьеры разграбили… Возможно, это происходило по инерции, а возможно – кинематограф играл роль своего рода наркотика, позволяющего отвлечься от ужасной реальности… И руки у новой власти пока не дошли до национализации частных кинофабрик, хотя определенные шаги в этом направлении уже были сделаны. В конце января 1918 года был создан Киноподотдел Внешкольного отдела Государственной комиссии по просвещению, но пока никакой четкой политики он не вел.
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9392
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Королева немого кино
Фильм снимался в ознаменование десятилетия творческой деятельности П.И. Чардынина. Готовились к нему дольше обычного, больше репетировали. Отличный сценарий вкупе со звездным составом исполнителей (снимались Вера Холодная, Владимир Максимов, Осип Рунич, Витольд Полонский, Константин Хохлов – все звезды кинематографа тех лет!) гарантировал ему успех у зрителей. Вера Холодная снова играет циркачку – ее, счастливую в браке, совращает богатый коммерсант. Потом он передает ее своему другу, а она уходит к другому, который уговаривает ее совершить ради него кражу векселя. Во время кражи того убивают, и героиня Веры Холодной оказывается в объятиях очередного любовника. Во второй части она находит свою любовь, но умирает. Наверное, не было фильма, имевшего такой оглушительный успех. И не было, наверное, фильма, который так критиковали – особенно после революции. Его называли апогеем пошлости и мещанства, примером безыдейности буржуазного искусства. А фильм все равно продолжали смотреть…
https://www.youtube.com/watch?v=5DpSfuD9ZfQ
Фильм сразу же был задуман в двух частях – вторая часть называлась "Сказка любви дорогой", по другой строке того же романса, и вышла на экраны через две недели после первой. Сохранилась только первая часть.
Молчи, грусть, молчи (1918) - Фильм сразу же был задуман в двух частях – вторая часть называлась "Сказка любви дорогой", по другой строке того же романса, и вышла на экраны через две недели после первой. Сохранилась только первая часть.
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9392
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Королева немого кино
В середине 1918 года Московский кинокомитет порекомендовал хозяевам ателье в целях воспитания вкуса публики больше экранизировать классику. Следуя этому указанию, в ателье Харитонова сняли "Живой труп" по пьесе Толстого. Вера Холодная играла роль цыганки Маши. Теперь этот фильм называют одной из лучших экранизаций классики в русском немом кино. Благодаря этой роли Веру Холодную стали считать серьезной актрисой – Станиславский даже пригласил ее к себе в Художественный театр. Он предложил ей роль Катерины в "Грозе" Островского. Вера была счастлива – но подумав, отказалась. Она не смогла уйти от кино....
По другой версии Константин Станиславский предупредил, что над ролью придётся долго и много работать — может быть, год или больше. Однако работа в театре была невозможна при интенсивном съёмочном графике, и Холодная ответила отказом.
По другой версии Константин Станиславский предупредил, что над ролью придётся долго и много работать — может быть, год или больше. Однако работа в театре была невозможна при интенсивном съёмочном графике, и Холодная ответила отказом.
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9392
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Королева немого кино
....Вере оставалось жить меньше года...
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9392
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Королева немого кино
Продолжение следует!
- Железный Феликс
- Сообщения: 1496
- Зарегистрирован: 27 дек 2021, 20:38
Королева немого кино
Понизова чем-то на нее похожаМаркиза писал(а): ↑10 июн 2022, 17:27 В сентябре 1908 года на гастроли в Москву приехала из Петербурга Вера Комиссаржевская – известнейшая русская актриса. Вера Левченко увидела ее в самой известной ее роли – Франчески в трагедии Габриэле Д'Аннунцио "Франческа да Римини". Эту трагедию специально для Комиссаржевской перевели Валерий Брюсов и Вячеслав Иванов. Девочка буквально заболела игрой своей великой тезки – несколько дней ходила сама не своя, невпопад отвечала, грезила наяву. В ней пробудилась страсть к театру. Стоя перед зеркалом после спектакля или похода в кино, она часами повторяла жесты и взгляды любимой актрисы.
Вера Комиссаржевская
Komissarzhevskaya_Nakip.jpg
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9392
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Королева немого кино
Глазами.Железный Феликс писал(а): ↑16 июн 2022, 05:49Понизова чем-то на нее похожаМаркиза писал(а): ↑10 июн 2022, 17:27 В сентябре 1908 года на гастроли в Москву приехала из Петербурга Вера Комиссаржевская – известнейшая русская актриса. Вера Левченко увидела ее в самой известной ее роли – Франчески в трагедии Габриэле Д'Аннунцио "Франческа да Римини". Эту трагедию специально для Комиссаржевской перевели Валерий Брюсов и Вячеслав Иванов. Девочка буквально заболела игрой своей великой тезки – несколько дней ходила сама не своя, невпопад отвечала, грезила наяву. В ней пробудилась страсть к театру. Стоя перед зеркалом после спектакля или похода в кино, она часами повторяла жесты и взгляды любимой актрисы.
Вера Комиссаржевская
Komissarzhevskaya_Nakip.jpg
- Мадам Н. Д.
- Писателка
- Сообщения: 5922
- Зарегистрирован: 18 дек 2021, 12:16
Королева немого кино
Потрясающе! Столько материала! Столько нового и интересного! Ты огромная молодец!
Сразу вспомнила Елену Соловей в фильме " Рада любви" и ее облик, голос, фигуру! Это ведь и о Вере Холодной фильм!
Спасибо огромное! Буду ждать продолжения!
Ещё раз благодарю за труд !
Сразу вспомнила Елену Соловей в фильме " Рада любви" и ее облик, голос, фигуру! Это ведь и о Вере Холодной фильм!
Спасибо огромное! Буду ждать продолжения!
Ещё раз благодарю за труд !
- Ираида
- Непредсказуемый Автор
- Сообщения: 4814
- Зарегистрирован: 25 дек 2021, 08:20
- Откуда: Нерюнгри Якутия
Королева немого кино
Большое спасибо за такой замечательный рассказ! Как только речь заходит о немом кино, перед глазами возникает образ Веры Холодной. Интересно смотреть на её цветные фото, совсем не такая привычная для нас она на них. Жаль пропавших фильмов. Очень жду продолжения.
- Sofiko
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 1097
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:22
Королева немого кино
Очень интересно, спасибо! Ждём продолжения!
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9392
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Королева немого кино
Большое спасибо за внимание и оценку. Начну 2часть завтра. Будет загадка смерти, наследие, воспоминания.Мадам Н. Д. писал(а): ↑16 июн 2022, 06:20 Потрясающе! Столько материала! Столько нового и интересного! Ты огромная молодец!
Сразу вспомнила Елену Соловей в фильме " Рада любви" и ее облик, голос, фигуру! Это ведь и о Вере Холодной фильм!
Спасибо огромное! Буду ждать продолжения!
Ещё раз благодарю за труд !
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9392
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Королева немого кино
Спасибо за внимание, рада, что понравилось.
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9392
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43