Королева немого кино - 2
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9239
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Королева немого кино - 2
Вертинский подарил ей несколько песен - «Лиловый негр», «В этом городе шумном» и «Ваши пальцы пахнут ладаном». Прочитав текст последней, Вера испугалась и потребовала немедленно снять посвящение: «Не хочу лежать в гробу!». Немного обидевшись, Александр Николаевич исполнил ее просьбу, но всего через три года вновь вернул надпись. В этот день Вертинский пел в Ростове-на-Дону и в номер гостиницы ему принесли телеграмму из Одессы: «Умерла Вера Холодная». Слова его романса оказались пророческими....
К середине 1918 года Вера Холодная стала не просто популярной актрисой, а настоящим явлением в русском кино. Ее жизнь стала объектом пристального интереса журналистов и публики. Харитонов решил снять фильм о самой Вере Холодной – «Тернистой славы путь». Но фильм шел с трудом: ничего особо примечательного в биографии Веры Холодной не было, а сочинять что-нибудь она решительно запрещала. Сценарий даже согласовывали с Владимиром Холодным. Зрители фильмом были разочарованы: они ждали сенсаций, откровений, раскрытия тайн… Никто не хотел верить, что Вера Холодная действительно такая: верная жена, любящая мать, счастливая женщина. Ее хотели видеть иной – роскошной, загадочно-порочной, но доступной. Как в песнях Вертинского – ведь все знали, какие песни посвящены ей, а значит, написаны о ней. И лиловый негр в притонах Сан-Франциско был, конечно, гораздо интереснее скромного юриста и героя войны Владимира Холодного… Тем не менее фильм тоже пользовался успехом! Виталий Вульф, eg.ru, princesstatyana.livejournal.com,m.rusmir.media,kino.rambler.ru.
К середине 1918 года Вера Холодная стала не просто популярной актрисой, а настоящим явлением в русском кино. Ее жизнь стала объектом пристального интереса журналистов и публики. Харитонов решил снять фильм о самой Вере Холодной – «Тернистой славы путь». Но фильм шел с трудом: ничего особо примечательного в биографии Веры Холодной не было, а сочинять что-нибудь она решительно запрещала. Сценарий даже согласовывали с Владимиром Холодным. Зрители фильмом были разочарованы: они ждали сенсаций, откровений, раскрытия тайн… Никто не хотел верить, что Вера Холодная действительно такая: верная жена, любящая мать, счастливая женщина. Ее хотели видеть иной – роскошной, загадочно-порочной, но доступной. Как в песнях Вертинского – ведь все знали, какие песни посвящены ей, а значит, написаны о ней. И лиловый негр в притонах Сан-Франциско был, конечно, гораздо интереснее скромного юриста и героя войны Владимира Холодного… Тем не менее фильм тоже пользовался успехом! Виталий Вульф, eg.ru, princesstatyana.livejournal.com,m.rusmir.media,kino.rambler.ru.
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9239
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Королева немого кино - 2
Ее фильмы были популярны в Европе и Америке, в Турции и Японии – ведь для немого кино не важен язык. Ее приглашали сниматься в Голливуд и Берлин. Она отказывалась. Не хотела уезжать из родной страны. Хотела остаться в России. И осталась. Продолжала сниматься у Харитонова – в фильмах "Мещанская трагедия" и "Княжна Тараканова". Заканчивать этот фильм в июне поехали на натуру в Одессу. Оттуда Вера Холодная уже не вернулась....
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9239
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Королева немого кино - 2
Итак, весна 1918 года, Вера в Одессе, в городе в котором умрет и будет похоронена. Одесса тогда была оккупирована немцами – а вообще власть в городе менялась постоянно. Холодная переехала в город с киноэкспедицией Харитонова, куда входили также Чардынин, Максимов, Рунич и члены их семей. Она приехала в Одессу вместе с матерью, сестрой Соней и старшей дочерью Женей. Позже к ним приехала и третья сестра – Надя. Владимир Холодный и Нонна остались в Москве. Существует предположение, что не последнюю роль в отъезде сыграли события в личной жизни актрисы — одновременный разрыв с мужем и Владимиром Максимовым. По дороге в Одессу актёры давали концерты в крупных городах, включая Киев и Харьков.
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9239
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Королева немого кино - 2
Впоследствии Евгения уточняла, что пока в Одессе оборудовали киностудию, Холодная успела принять участие в съёмках ряда картин в Ялте и несколько раз выступить в благотворительных концертах в пользу Добровольческой армии. Одесситы толпами ходили за Верой Холодной, торчали под окнами. Внимание поклонников стало для неё, по словам сестры, «настоящей катастрофой». Иногда участники киноэкспедиции были заняты целые сутки: съёмки проходили в ателье, которое Харитонов выстроил на Французском бульваре.
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9239
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Королева немого кино - 2
18 декабря 1918 года Одессу заняли французские войска и части Добровольческой армии. Холодная стала получать приглашения сниматься за рубежом от иностранных компаний. «Фирмы обещали ей огромные гонорары, — рассказывала сестра актрисы Софья, — но Вера решительно всё отклоняла… Вера опубликовала заявление в печати, в котором публично заявила, что ни за что не покинет свою Родину в тяжёлое для неё время, и призывала других артистов тоже последовать этому решению». Интервью было опубликовано в одном из номеров «Кино-газеты» за 1918 год, где приводились слова актрисы: «Теперь расстаться с Россией, пусть измученной и истерзанной, больно и преступно, и я этого не сделаю». Всего она снялась в четырёх фильмах: «Последнее танго», «Женщина, которая изобрела любовь», «Азра» и «Княжна Тараканова». Во время их показов перед синематографом «Кино-Уточкино» на Дерибасовской улице выстраивались огромные очереди.
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9239
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Королева немого кино - 2
Круг знакомств Холодной был разнообразен: от французских военных деятелей и белых офицеров, что давало поводы для многочисленных слухов. Кинозвезде приписывали романы с военным губернатором Одессы Алексеем Гришиным-Алмазовым, французским генералом Анри Фрейденбергом и французским консулом Эмилем Энно. В её окружение входили и такие лица, как Георгий Лафар и Пётр Инсаров, тайные агенты большевиков. Исследователь Максим Ивлев предполагает, что они пытались выведать какие-либо тайны, а, возможно, и подкупить Фрейденберга. В своём донесении в Москву Лафар писал о встрече с Холодной: «Она там [в отдельном кабинете „Дома кружка актёров“] ужинает, иногда обедает с друзьями, оттаивает от одесского холода и неустройства. Я имел с ней беседу („Апостол“ представил меня). Дама несколько инфантильна, но отзывчива и мила, по нашему мнению, обязательна. Что удивительно, слава ей не вскружила голову. Она ею тяготится. Фрейденберг души в ней не чает, льнёт к ней, хотя держит себя в рамках приличий. Дама эта наша. У неё брали интервью: „Почему бы вам не поехать в Европу, пока в России междоусобица?“. Она ответила: „Я Россию никогда не брошу“. О даме буду писать отдельно. Влияние её на Фрейденберга безмерно. „Апостол“ предлагает форсировать это дело в том направлении, в котором был заговор. Я — за!..».
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9239
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Королева немого кино - 2
Зимой 1919 года дочь Женя заболела скарлатиной, и семья переехала из гостиницы на частную квартиру. Потом Вера вернулась в гостиницу – так было дешевле. Но в ее роскошном номере температура была минус девять градусов. Восьмого февраля Вера Холодная выступала на концерте в пользу фонда профессионального союза театральных художников города Одессы. В театре было холодно, зрители сидели в шубах, а актеры выходили в открытых платьях. Еще до начала концерта ее начал бить озноб. После концерта она слегла. Не желая оставаться в гостинице, Холодная переехала к матери, в дом Папудова на Соборной площади. Врач поставил диагноз – "испанка", особая форма гриппа. В 1918 году в Европе от этой болезни умерло, по разным данным, от трех до шести миллионов человек. У Веры Холодной она осложнилась воспалением легких. Ее лечили лучшие врачи Одессы. Она проболела восемь дней. По воспоминаниям сестры, перед домом Папудова постоянно стояла толпа молодёжи, а Харитонов и Чардынин, сидя на кухне, плакали. «Я ежедневно бывал у неё, — писал импресарио Холодной. — Она была в очень угнетённом состоянии». 16 (3) февраля 1919 года,в половине восьмого вечера, она умерла.
По свидетельству импресарио актрисы, болезнь настигла её внезапно: зимой, после спектакля в театре литературно-артистического общества на Греческой улице, по дороге в гостиницу «Бристоль» артистка упала в снег с перевернувшихся саней. На следующий день у неё поднялась температура, и врачи поставили диагноз «грипп».- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9239
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Королева немого кино - 2
Вскрывать тело, вопреки обычной практике, не стали; вместо этого сразу же произвели бальзамирование, для чего к постели умершей был срочно вызван лучший одесский патологоанатом профессор Михаил Тизенгаузен. Вынос тела в Спасо-Преображенский кафедральный собор для отпевания состоялся не днём, как обычно, а ночью — тем не менее при большом скоплении народа. Эти странные обстоятельства впоследствии легли в основу многочисленных конспирологических версий относительно смерти Веры Холодной.
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9239
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Королева немого кино - 2
В день смерти во многих театрах были отменёны спектакли. В Московском Художественном театре прошла панихида памяти актрисы. Сестра актрисы вспоминала, что с умершей пришла проститься буквально вся Одесса. «Мёртвая актриса была наряжена в один из лучших своих туалетов и тщательно загримирована», — вспоминал Ханжонков. Чудом никого не задавили насмерть. За гробом шли тысячные толпы. Похороны снимали на пленку – последний фильм Веры Холодной… Уже в марте ленту показывали во всех кинотеатрах. Фильм сохранился.
Тело набальзамировали для отправки в Москву, но дороги были закрыты – и Веру Холодную похоронили в Одессе. От бальзамирующего состава кожа потемнела, пришлось наложить толстый слой грима. Весь город прощался с нею, и многие заметили, как изменилось лицо любимой актрисы. Пошли слухи, что она была отравлена. Вокруг ее смерти вообще было множество слухов. Через полгода после ее смерти кавказские газеты сообщили, что ее похитили и ограбили, а обезглавленный труп нашли брошенным в степи. Говорили, что ее убили, когда она пыталась сбежать из Одессы в Европу.- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9239
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Королева немого кино - 2
Владимир Холодный пережил жену только на два месяца – умер от тифа и от тоски. Через месяц во время эпидемии брюшного тифа умерла мать Веры. Бабушка Веры, Екатерина Владимировна, привезла в Одессу из Москвы осиротевшую Нонну. Надя взяла опекунство над Нонной, Женей и сестрой Соней. Позже она вышла замуж за болгарина и в 1923 году уехала на его родину. Когда тот умер, она и тоже овдовевшая к тому времени Евгения поселились в Стамбуле. После смерти тетки Евгения уехала в США. Нонна осталась жить в Стамбуле. Соня Левченко осталась в Одессе. Она взяла себе фамилию Холодная, стала балериной Одесского оперного театра, где танцевала с 1920 до 1937. Всю жизнь боролась за память сестры. Родной брат Владимира Холодного, Николай Холодный, был учёным-ботаником, академиком АН УССР.
В википедии последние месяцы жизни Холодного описаны так - Известие о смерти жены он перенёс тяжело. В том же году Холодного арестовали представители ВЧК. Их дочь Евгения рассказывала: «В нашей московской квартире чекисты штыками распороли подушки, вскрыли стены; затем всю обстановку и мебель увезли. Прабабушку и сестру не тронули. Они и носили передачи отцу в тюрьму, пока им не сказали, что больше в этом нет необходимости — моего отца расстреляли в конце 1919 года».
В википедии последние месяцы жизни Холодного описаны так - Известие о смерти жены он перенёс тяжело. В том же году Холодного арестовали представители ВЧК. Их дочь Евгения рассказывала: «В нашей московской квартире чекисты штыками распороли подушки, вскрыли стены; затем всю обстановку и мебель увезли. Прабабушку и сестру не тронули. Они и носили передачи отцу в тюрьму, пока им не сказали, что больше в этом нет необходимости — моего отца расстреляли в конце 1919 года».
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9239
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Королева немого кино - 2
В 1931 году Первое христианское кладбище, на котором похоронили Веру Холодную, превратили в парк, и склеп актрисы в часовне,был разрушен. Ее сестра, тогда уже известная балерина, просила разрешения перевезти гроб с телом сестры на другое кладбище – где была похоронена их мать. Ей сказали, что тело будет перевезено в Москву. Но так и не довезли… Одни говорят, что тело актрисы было похищено; другие, что гроб всё-таки в Москву отправили, но по дороге останки затерялись; третьи склоняются к версии, что останки так и оставались в часовне. Попытки отыскать точное место, где стояла часовня Веры Холодной, предпринимались и в наши дни.
Парк на месте кладбища На Втором христианском кладбище, в ограде могилы кинорежиссёра П.И. Чардынина, установлен кенотаф Веры Холодной. Имя Веры Холодной выбито и на коллективном кенотафе, который родственники Веры Холодной, перебравшиеся в США, установили на русском кладбище в окрестностях г. Сан-Франциско.
Парк на месте кладбища На Втором христианском кладбище, в ограде могилы кинорежиссёра П.И. Чардынина, установлен кенотаф Веры Холодной. Имя Веры Холодной выбито и на коллективном кенотафе, который родственники Веры Холодной, перебравшиеся в США, установили на русском кладбище в окрестностях г. Сан-Франциско.
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9239
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Королева немого кино - 2
Её популярность не угасла и после смерти. Документальная картина «Похороны Веры Холодной» имела огромные сборы. В Каунасе (столице межвоенной Литвы) фильм «Жизнь за жизнь» с участием покойной кинозвезды имел «обычный успех» в 1923 году — спустя четыре года после её кончины.
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9239
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Королева немого кино - 2
Внезапная смерть популярной актрисы повлекла за собой целую череду слухов и домыслов. По официальной версии, причиной ухода Холодной из жизни действительно стала «испанка». По одной из версий, её расстреляли революционные матросы как белую шпионку; согласно следующей, Холодную задушил на почве ревности её любовник, генерал Гришин-Алмазов. В эмигрантских кругах обвинения высказывались и в адрес её последнего партнёра Осипа Рунича. Слухи усилились после ареста и расстрела в Москве мужа Холодной Владимира. Тем не менее, большинство людей, знавших актрису, придерживались официальной версии: например, дочь и сёстры Холодной, её импресарио (вспоминавший, что ни сама актриса, ни члены её семьи «не высказывали никаких сомнений относительно причины её заболевания») и Александр Вертинский. С крайне резкой критикой слухов об убийстве актрисы выступал Алексей Каплер, автор посвящённого Холодной биографического очерка.
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9239
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Королева немого кино - 2
Версия Экспресс газеты
К 1918 году Вера Холодная снялась в пятидесяти фильмах и уже была звездой европейского масштаба. Публика не верила, что актриса, так убедительно изображавшая роковых соблазнительниц, на самом деле абсолютно верна своему мужу. Известен скандал на съемочной площадке, когда Вера отказала одесскому магнату Солодовникову, который попытался ее попросту купить. Режиссер фильма Бауэр попытался уговорить Веру еще раз встретиться с миллионером, но актриса в ответ сорвала съемки.
Когда к власти пришли большевики, один из ее поклонников, великий князь, умолял Веру уехать в Европу, но та ответила: у нее есть все, что ей нужно, – семья и любимая работа. Когда снимался очередной фильм, потребовались натурные съемки. Так сложилось, что традиционно их проводили на юге России, но там шла война. Вера ничего не знала о политике, не интересовалась войной. Она была рада тому, что едет со всей семьей на море. Перед самой поездкой Веру вызвали в Кремль и предъявили ей анонимное письмо с обвинением ее мужа в том, что тот собирается из Одессы морем вывезти семью за границу. Вере все-таки дали разрешение на поездку в Одессу, но оставили в Москве в качестве заложников Владимира, дочь Нонну и бабушку Веры.
Когда пришло время возвращаться в Москву, положение на фронтах Гражданской войны изменилось. Разрешение на поездку от большевиков у съемочной группы было, но теперь требовалось еще одно разрешение: на проезд по части земель, занятых белыми. Такую сопроводительную бумагу мог дать только один человек: полковник Фрейденберг. Понимая, насколько Холодная зависит от его решения, тот попытался домогаться актрисы. Но Вера в гневе покинула его особняк. Вскоре вся Одесса говорила о том, что Фрейденберг был отвергнут, так что помощи с его стороны можно было не ждать.
В зимний день 1919 года король одесских воров Мишка Япончик получил письмо, в котором незнакомка умоляла о помощи и просила сохранить ее обращение в тайне. Заинтригованный Мишка согласился на встречу. Каково же было его удивление, когда в кабинет вошла сама Вера Холодная! До этого момента Япончик не был лично знаком со знаменитой актрисой, хотя, по слухам, был ярым ее почитателем. Поговаривали даже, что Мишка был настолько влюблен в Веру, что робел при виде актрисы, так ни разу и не решившись подойти к ней. Он был, наверное, единственным поклонником Веры, который ничего не потребовал взамен. Он подготовил план побега Веры и ее семьи из Одессы. В вечер 8 февраля 1919 года Вера работала в театре на благотворительном концерте, после которого должна была встретиться с Япончиком для обсуждения плана побега. В антракте она вошла в гримерку и увидела огромный букет лилий. Актриса прижала цветы к лицу и потом увидела вложенную в букет карточку с именем полковника Фрейденберга. Через несколько мгновений Вера начала задыхаться и потеряла сознание. По Одессе поползли слухи о том, что Веру отравили. Фрейденберг через газеты попытался распространить новость, что у Веры тяжелый грипп, но в это никто не поверил. Вечером 16 февраля, через неделю, Вера умерла. Что убило величайшую актрису того времени: грипп или яд? Вскрытие не проводилось, поэтому выяснить, что же произошло на самом деле, невозможно. Конечно, современные технологии могли бы помочь узнать правду, но тело было утеряно, когда в 1932 году кладбище было разорено.
К 1918 году Вера Холодная снялась в пятидесяти фильмах и уже была звездой европейского масштаба. Публика не верила, что актриса, так убедительно изображавшая роковых соблазнительниц, на самом деле абсолютно верна своему мужу. Известен скандал на съемочной площадке, когда Вера отказала одесскому магнату Солодовникову, который попытался ее попросту купить. Режиссер фильма Бауэр попытался уговорить Веру еще раз встретиться с миллионером, но актриса в ответ сорвала съемки.
Когда к власти пришли большевики, один из ее поклонников, великий князь, умолял Веру уехать в Европу, но та ответила: у нее есть все, что ей нужно, – семья и любимая работа. Когда снимался очередной фильм, потребовались натурные съемки. Так сложилось, что традиционно их проводили на юге России, но там шла война. Вера ничего не знала о политике, не интересовалась войной. Она была рада тому, что едет со всей семьей на море. Перед самой поездкой Веру вызвали в Кремль и предъявили ей анонимное письмо с обвинением ее мужа в том, что тот собирается из Одессы морем вывезти семью за границу. Вере все-таки дали разрешение на поездку в Одессу, но оставили в Москве в качестве заложников Владимира, дочь Нонну и бабушку Веры.
Когда пришло время возвращаться в Москву, положение на фронтах Гражданской войны изменилось. Разрешение на поездку от большевиков у съемочной группы было, но теперь требовалось еще одно разрешение: на проезд по части земель, занятых белыми. Такую сопроводительную бумагу мог дать только один человек: полковник Фрейденберг. Понимая, насколько Холодная зависит от его решения, тот попытался домогаться актрисы. Но Вера в гневе покинула его особняк. Вскоре вся Одесса говорила о том, что Фрейденберг был отвергнут, так что помощи с его стороны можно было не ждать.
В зимний день 1919 года король одесских воров Мишка Япончик получил письмо, в котором незнакомка умоляла о помощи и просила сохранить ее обращение в тайне. Заинтригованный Мишка согласился на встречу. Каково же было его удивление, когда в кабинет вошла сама Вера Холодная! До этого момента Япончик не был лично знаком со знаменитой актрисой, хотя, по слухам, был ярым ее почитателем. Поговаривали даже, что Мишка был настолько влюблен в Веру, что робел при виде актрисы, так ни разу и не решившись подойти к ней. Он был, наверное, единственным поклонником Веры, который ничего не потребовал взамен. Он подготовил план побега Веры и ее семьи из Одессы. В вечер 8 февраля 1919 года Вера работала в театре на благотворительном концерте, после которого должна была встретиться с Япончиком для обсуждения плана побега. В антракте она вошла в гримерку и увидела огромный букет лилий. Актриса прижала цветы к лицу и потом увидела вложенную в букет карточку с именем полковника Фрейденберга. Через несколько мгновений Вера начала задыхаться и потеряла сознание. По Одессе поползли слухи о том, что Веру отравили. Фрейденберг через газеты попытался распространить новость, что у Веры тяжелый грипп, но в это никто не поверил. Вечером 16 февраля, через неделю, Вера умерла. Что убило величайшую актрису того времени: грипп или яд? Вскрытие не проводилось, поэтому выяснить, что же произошло на самом деле, невозможно. Конечно, современные технологии могли бы помочь узнать правду, но тело было утеряно, когда в 1932 году кладбище было разорено.
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9239
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Королева немого кино - 2
Оценки актёрской игры Веры Холодной крайне полярны.
На слабость Холодной как актрисы обращал внимание, в частности, автор многотомного труда «Всеобщая история кино», историк кинематографа Жорж Садуль. О нехватке актёрской индивидуальности, неумении передавать драматические и трагические переживания и — в этой связи — неудачных попытках «делать игру» (утрированные жесты и мимика, усиленное дыхание на первом плане) критики говорили ещё при её жизни. Один из них, характеризуя работу актрисы в «Детях века», называл её главными недостатками «замедленность темпа и однообразие его», подчёркивал, что «её темпы слишком ровны, слишком замедленно-холодны». Леонид Сабанеев отмечал, что «[в] жизни она … производила впечатление … хорошенькой женщины … лишённой всякой артистичности. Впрочем, для тогдашнего „синема“ её и не требовалось — наружности было достаточно». Вера Ханжонкова писала, что Холодная снискала славу благодаря «исключительно выразительной внешности и обаянию», а режиссёр Иван Перестиани, имевший опыт работы и близко знакомый со знаменитой актрисой, предполагал, что публику привлекала «пассивная нежность фигурки, глаз и движений» Холодной. Чеслав Сабинский выделял две ключевые особенности актрисы: «прекрасная модель для кинематографического аппарата» и «стандарт, созданный В[ерой] Холодной», в том, чтобы многократно и умышленно играть саму себя, отказываясь даже менять причёску из-за страха быть неузнанной зрителями. Впрочем, если верить сестре Холодной, та тщательно готовилась к исполнению каждой роли.
По мнению историка Веры Устюговой, секрет успеха актрисы заключался в «самой женской природе», в том, что она стала экранным олицетворением «душевности и природной естественности». Искусствовед Елена Кащенко дополняет это выводом, что Холодной был свойственен ряд индивидуальных качеств, присущих только ей, и именно в этом заключалось её преимущество перед другими актрисами. Холодная олицетворяла новый для российского кинематографа декадентский типаж, пришедший в 1910-х годах на смену «щекастой румяной русской красавицы», считает киновед Евгений Марголит. «Почти во всех фильмах, — писала Вера Ханжонкова, — актриса играла одну и ту же роль пассивной страдающей женщины — жертвы житейских страстей». Это же отмечали и кинокритики-современники актрисы, например, Михаил Браиловский. Вместе с тем Холодная считалась выразительницей идеала женственности, эстетическим идеалом женской красоты своего времени. Борис Лихачёв характеризовал её как первое «самостоятельное, индивидуальное дарование» отечественного кинематографа. Такой популярностью, как она, по мнению Семёна Гинзбурга, не пользовался ни один дореволюционный актёр, даже Иван Мозжухин. Иван Перестиани в своих мемуарах «категорически утверждал, что В. В. Холодной были совершенно чужды какие бы то ни было эмоции творческого характера». Подобным образом об игре Холодной отзывались советские киноведы Николай Лебедев, характеризовавший Холодную как «красивую, но маловыразительную актрису, исполнительницу ролей женщины-куклы, женщины-игрушки, пассивной жертвы чужих страстей и несчастных случайностей», как «посредственную и безжизненную „кинонатурщицу“», и Семён Гинзбург, считавший, что актриса не была способна на большее, чем просто позировать перед камерой. Бауэр, с точки зрения Гинзбурга, «придумывал нелепые сюжеты, которые позволили бы эффектно продемонстрировать её зрителям», при этом, впрочем, находя возможность примерять на Холодную «образ деятельного, волевого человека». Соответствующая точка зрения долгое время господствовала в советской литературе — Ромил Соболев замечал, что имя актрисы превратилось в синоним пошлости и бессодержательности «буржуазного кино» и в какой-то момент «стало считаться „неприличным“ говорить о Вере Холодной иначе, как только резко отрицательно». В этом киновед отчасти винил режиссёров Бауэра и Чардынина, «принижавших роль актёра как главного создателя художественного образа» и «мешавших расти» молодой актрисе. Евгений Марголит также обращал внимание на то, что Холодная — «южанка, полтавчанка, из мира буйного плотского цветения», воплощала чуждые её темпераменту образы героинь, «чахнущих в холодных застеклённых кабинетах-оранжереях». В этой связи он сопоставил актрису с Эммой Цесарской, кинозвездой конца 1920-х и начала 1930-х годов, назвав последнюю «Верой Холодной навыворот»: «Тоже украинка, но полнокровная, белозубая, пышущая жизнью брюнетка в амплуа женщины, отстаивающей право на собственную страсть».
Ромил Соболев признавал, что, хотя Холодная получила известность не благодаря своему таланту, таковым она всё же обладала. Её актёрский потенциал отмечал и режиссёр Владимир Гардин, в чьей картине некогда дебютировала Холодная: «Я уверен, что она прошла бы все ступени от живой модели до подлинного мастера. В последних её фильмах уже чувствовалось пробуждение богатой одарённой натуры».
На слабость Холодной как актрисы обращал внимание, в частности, автор многотомного труда «Всеобщая история кино», историк кинематографа Жорж Садуль. О нехватке актёрской индивидуальности, неумении передавать драматические и трагические переживания и — в этой связи — неудачных попытках «делать игру» (утрированные жесты и мимика, усиленное дыхание на первом плане) критики говорили ещё при её жизни. Один из них, характеризуя работу актрисы в «Детях века», называл её главными недостатками «замедленность темпа и однообразие его», подчёркивал, что «её темпы слишком ровны, слишком замедленно-холодны». Леонид Сабанеев отмечал, что «[в] жизни она … производила впечатление … хорошенькой женщины … лишённой всякой артистичности. Впрочем, для тогдашнего „синема“ её и не требовалось — наружности было достаточно». Вера Ханжонкова писала, что Холодная снискала славу благодаря «исключительно выразительной внешности и обаянию», а режиссёр Иван Перестиани, имевший опыт работы и близко знакомый со знаменитой актрисой, предполагал, что публику привлекала «пассивная нежность фигурки, глаз и движений» Холодной. Чеслав Сабинский выделял две ключевые особенности актрисы: «прекрасная модель для кинематографического аппарата» и «стандарт, созданный В[ерой] Холодной», в том, чтобы многократно и умышленно играть саму себя, отказываясь даже менять причёску из-за страха быть неузнанной зрителями. Впрочем, если верить сестре Холодной, та тщательно готовилась к исполнению каждой роли.
По мнению историка Веры Устюговой, секрет успеха актрисы заключался в «самой женской природе», в том, что она стала экранным олицетворением «душевности и природной естественности». Искусствовед Елена Кащенко дополняет это выводом, что Холодной был свойственен ряд индивидуальных качеств, присущих только ей, и именно в этом заключалось её преимущество перед другими актрисами. Холодная олицетворяла новый для российского кинематографа декадентский типаж, пришедший в 1910-х годах на смену «щекастой румяной русской красавицы», считает киновед Евгений Марголит. «Почти во всех фильмах, — писала Вера Ханжонкова, — актриса играла одну и ту же роль пассивной страдающей женщины — жертвы житейских страстей». Это же отмечали и кинокритики-современники актрисы, например, Михаил Браиловский. Вместе с тем Холодная считалась выразительницей идеала женственности, эстетическим идеалом женской красоты своего времени. Борис Лихачёв характеризовал её как первое «самостоятельное, индивидуальное дарование» отечественного кинематографа. Такой популярностью, как она, по мнению Семёна Гинзбурга, не пользовался ни один дореволюционный актёр, даже Иван Мозжухин. Иван Перестиани в своих мемуарах «категорически утверждал, что В. В. Холодной были совершенно чужды какие бы то ни было эмоции творческого характера». Подобным образом об игре Холодной отзывались советские киноведы Николай Лебедев, характеризовавший Холодную как «красивую, но маловыразительную актрису, исполнительницу ролей женщины-куклы, женщины-игрушки, пассивной жертвы чужих страстей и несчастных случайностей», как «посредственную и безжизненную „кинонатурщицу“», и Семён Гинзбург, считавший, что актриса не была способна на большее, чем просто позировать перед камерой. Бауэр, с точки зрения Гинзбурга, «придумывал нелепые сюжеты, которые позволили бы эффектно продемонстрировать её зрителям», при этом, впрочем, находя возможность примерять на Холодную «образ деятельного, волевого человека». Соответствующая точка зрения долгое время господствовала в советской литературе — Ромил Соболев замечал, что имя актрисы превратилось в синоним пошлости и бессодержательности «буржуазного кино» и в какой-то момент «стало считаться „неприличным“ говорить о Вере Холодной иначе, как только резко отрицательно». В этом киновед отчасти винил режиссёров Бауэра и Чардынина, «принижавших роль актёра как главного создателя художественного образа» и «мешавших расти» молодой актрисе. Евгений Марголит также обращал внимание на то, что Холодная — «южанка, полтавчанка, из мира буйного плотского цветения», воплощала чуждые её темпераменту образы героинь, «чахнущих в холодных застеклённых кабинетах-оранжереях». В этой связи он сопоставил актрису с Эммой Цесарской, кинозвездой конца 1920-х и начала 1930-х годов, назвав последнюю «Верой Холодной навыворот»: «Тоже украинка, но полнокровная, белозубая, пышущая жизнью брюнетка в амплуа женщины, отстаивающей право на собственную страсть».
Ромил Соболев признавал, что, хотя Холодная получила известность не благодаря своему таланту, таковым она всё же обладала. Её актёрский потенциал отмечал и режиссёр Владимир Гардин, в чьей картине некогда дебютировала Холодная: «Я уверен, что она прошла бы все ступени от живой модели до подлинного мастера. В последних её фильмах уже чувствовалось пробуждение богатой одарённой натуры».
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9239
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Королева немого кино - 2
В 1975 году в СССР вышел фильм Никиты Михалкова «Раба любви». В основу сюжета легли эпизоды из жизни Веры Холодной. Актрису Ольгу Вознесенскую, прототипом которой была Холодная, сыграла Елена Соловей. Также в 1974 году мог выйти фильм Рустама Хамдамова «Нечаянные радости» (неоконченный, позже вошедший в его же картину «Анна Карамазофф»). И там, и там звезду немого кино (в «Нечаянных радостях» — Веру Николаевну, в «Анне Карамазофф» — Елену), прототипом которой является Холодная, также сыграла Елена Соловей.
https://www.youtube.com/watch?v=de0xFyn5ALI
В некоторых произведениях, а также в записных книжках Владимира Маяковского упоминается некий «вальс» под названием «Тоска Макарова по Вере Холодной» (пьеса «Клоп», записная книжка 1924 года) и «Любовь Макарова к Вере Холодной» (киносценарий «Позабудь про камин»). Возможно, речь идёт о композиторе и музыканте Саше Макарове и его шлягере «Вы просите песен», который действительно имеет размер вальса (3/4). В самом ли деле эта песня посвящёна Вере Холодной, неизвестно. Холодная стала персонажем сериала «Вертинский» (2021 год). Её сыграла Паулина Андреева.
Александр Вертинский, друг семьи Веры Холодной, ещё при жизни актрисы посвятил ей целый ряд песен, в числе которых — знаменитую «Лиловый негр» (посвящается «Королеве экрана Вере Холодной»), «Маленький креольчик» и «Ваши пальцы пахнут ладаном», а композитор Борис Прозоровский — романс «Жасмин», который актриса иногда исполняла дома.
В 2003 году в Одессе, на Преображенской улице, напротив дома, в котором умерла Холодная, был установлен бронзовый памятник актрисе работы скульптора Александра Токарева. В Одессе также есть площадь Веры Холодной.
31 октября 2013 года Укрпочта выпустила почтовую марку, посвящённую 120-летию со дня рождения Холодной. Автором дизайна марки и штемпелей стал художник Василий Василенко.
В 2021 году по заказу Одесского горсовета о Вере Холодной был снят короткометражный фильм.https://www.youtube.com/watch?v=de0xFyn5ALI
В некоторых произведениях, а также в записных книжках Владимира Маяковского упоминается некий «вальс» под названием «Тоска Макарова по Вере Холодной» (пьеса «Клоп», записная книжка 1924 года) и «Любовь Макарова к Вере Холодной» (киносценарий «Позабудь про камин»). Возможно, речь идёт о композиторе и музыканте Саше Макарове и его шлягере «Вы просите песен», который действительно имеет размер вальса (3/4). В самом ли деле эта песня посвящёна Вере Холодной, неизвестно. Холодная стала персонажем сериала «Вертинский» (2021 год). Её сыграла Паулина Андреева.
- Ираида
- Непредсказуемый Автор
- Сообщения: 4861
- Зарегистрирован: 25 дек 2021, 08:20
- Откуда: Нерюнгри Якутия
Королева немого кино - 2
На одном дыхании прочитала! Грустная тема, тяжёлый материал.
Ты большая молодец, спасибо за труд!
Всегда жалею людей прошлого, умерших от отсутствия антибиотиков. Всех.
"Раба любви" смотрела много раз, немного напрягает манера и голос Е. Соловей, но характер сглаживает.
Ты большая молодец, спасибо за труд!
Всегда жалею людей прошлого, умерших от отсутствия антибиотиков. Всех.
"Раба любви" смотрела много раз, немного напрягает манера и голос Е. Соловей, но характер сглаживает.
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9239
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Королева немого кино - 2
Пожалуйста! Будет еще 3 часть.)))Ираида писал(а): ↑19 июн 2022, 07:16 На одном дыхании прочитала! Грустная тема, тяжёлый материал.
Ты большая молодец, спасибо за труд!
Всегда жалею людей прошлого, умерших от отсутствия антибиотиков. Всех.
"Раба любви" смотрела много раз, немного напрягает манера и голос Е. Соловей, но характер сглаживает.
- Ираида
- Непредсказуемый Автор
- Сообщения: 4861
- Зарегистрирован: 25 дек 2021, 08:20
- Откуда: Нерюнгри Якутия
Королева немого кино - 2
??? Даже так? Сюрпризница!Маркиза писал(а): ↑19 июн 2022, 07:20Пожалуйста! Будет еще 3 часть.)))Ираида писал(а): ↑19 июн 2022, 07:16 На одном дыхании прочитала! Грустная тема, тяжёлый материал.
Ты большая молодец, спасибо за труд!
Всегда жалею людей прошлого, умерших от отсутствия антибиотиков. Всех.
"Раба любви" смотрела много раз, немного напрягает манера и голос Е. Соловей, но характер сглаживает.
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9239
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Королева немого кино - 2
Ага, вчера прикинула - слишком большая часть вышла, поэтому раздробила.Ираида писал(а): ↑19 июн 2022, 07:22??? Даже так? Сюрпризница!Маркиза писал(а): ↑19 июн 2022, 07:20Пожалуйста! Будет еще 3 часть.)))Ираида писал(а): ↑19 июн 2022, 07:16 На одном дыхании прочитала! Грустная тема, тяжёлый материал.
Ты большая молодец, спасибо за труд!
Всегда жалею людей прошлого, умерших от отсутствия антибиотиков. Всех.
"Раба любви" смотрела много раз, немного напрягает манера и голос Е. Соловей, но характер сглаживает.