Последний неоклассицист

Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9342
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Последний неоклассицист

Сообщение Маркиза ангелов »

Этого художника называют одним из последних неоклассицистов Великобритании. Подобно сэру Лоуренсу Альма-Тадеме, он причисляется к «Мраморной школе», однако стиль его живописи не вполне соответствует канонам викторианского академизма. Иногда его признают поздним прерафаэлитом.
Летние цветы 1903 год.jpg
Летние цветы 1903 год.jpg (193.44 КБ) 223 просмотра
Работы Джона Уильяма Годварда – это, в своём большинстве, прекрасные женщины в античных драпировках на фоне мраморных террас. Его картины не получили признания при жизни и это стало причиной его самоубийства. Семья Джона, занимавшаяся страховым бизнесом, постаралась уничтожить любое упоминание о нем, в том числе его личные бумаги и фото...
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9342
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Последний неоклассицист

Сообщение Маркиза ангелов »

Предки Годварда известны с XVIII века, причём старший сын в каждом поколении носил имя Джон; они происходили из Бэлэма в графстве Суррей. Джон Годвард — отец художника, родился в 1836 году и после женитьбы поселился в Баттерси; этот городок на Темзе вошёл ныне в состав Лондона. Он служил в страховой компании на Флит-стрит и благодаря выгодным вложениям в Северные железные дороги составил семейное состояние. Семейство принадлежало к среднему классу, считалось респектабельным, но пуританским. У Джона Годварда и его жены — урождённой Сары Эборолл — было пятеро детей.
Джон Годвард-старший — отец.jpg
Джон Годвард-старший — отец.jpg (118.83 КБ) 176 просмотров
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9342
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Последний неоклассицист

Сообщение Маркиза ангелов »

Джон Уильям Годвард был первенцем в семье и родился дома в Баттерси, в пятницу, 9 августа 1861 года. Назвали его в честь отца и деда. Был крещён в церкви Св. Марии в Баттерси 27 октября; родители его принадлежали консервативной Высокой церкви. В 1864 году семья переехала в более престижный район Фулэм, расположенный на противоположном берегу Темзы, там родилась сестра Джона — Мария-Фредерика, в семье её называли «Нин»; в течение всей жизни она ближе всех общалась с художником и тоже была своего рода «белой вороной» в семье. По мере роста благосостояния, в 1866 году семья Годвардов в очередной раз переехала в более просторный дом в Фулэме, там они прожили по крайней мере до 1872 года. Судя по статистическому справочнику 1876 года, семья Годвардов тогда жила уже в Уимблдоне.
Фулем.jpg
Фулем.jpg (112.8 КБ) 175 просмотров
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9342
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Последний неоклассицист

Сообщение Маркиза ангелов »

Точно неизвестно, когда Джон Уильям пошёл в школу. Поскольку большая часть семейного архива была уничтожена, сложно судить, в каких предметах он успевал. Уже в детстве проявился его характер — ему были свойственны уступчивость и застенчивость, поэтому биограф — Верн Суонсон — полагал, что, кроме рисования, он не слишком успевал в школьных предметах. Отец стремился, чтобы его дети последовали по наследственной стезе страхового клерка, причём все сыновья, кроме старшего, преуспели в бизнесе. Обстоятельства, при которых Джон избрал профессию художника, остаются неизвестными. Джон Уильям Годвард жил в родительском доме до 26-летнего возраста, поэтому невозможно говорить о семейном конфликте. В дальнейшем он вёл замкнутый образ жизни и всячески ограничивал свой круг общения.
Предполагаемый автопортрет.jpg
Предполагаемый автопортрет.jpg (67.62 КБ) 174 просмотра
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9342
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Последний неоклассицист

Сообщение Маркиза ангелов »

По некоторым данным, семейство Годвардов общалось с художником и декоратором Уильямом Хоффом Уонтнером (1814—1881), который работал в престижной фирме Messrs. Holland and Sons, имел награды Всемирной выставки в Лондоне 1851 года, а его архитектурные проекты демонстрировались на выставке Академии художеств. Жил он недалеко от Уимблдона. По мнению В. Суонсона, если Джон Уильям Годвард рано проявил артистические способности, глава семьи мог посчитать профессию архитектора или дизайнера соответствующей социальному положению семьи. Вероятно, Годвард-младший учился у Уонтнера в 1879—1881 годах, однако часть времени он проводил в страховой фирме отца, готовясь вступить в семейное дело.
Бирюзовое ожерелье,Уильям Хофф Уонтнер.jpg
Бирюзовое ожерелье,Уильям Хофф Уонтнер.jpg (71.53 КБ) 173 просмотра
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9342
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Последний неоклассицист

Сообщение Маркиза ангелов »

Самая ранняя живописная работа Годварда датируется 1880—1881 годами, это портрет бабушки художника, написанный с фотографии (она скончалась ещё в 1866 году). По Суонсону, портрет демонстрирует внимание к психологии и тщательно отделан технически, но архаичен по стилю. Возможно, Джон Годвард учился вместе со старшим сыном Уонтнера — Уильямом Кларком, поскольку в дальнейшем они дружили и вместе выставляли свои произведения в Королевской Академии художеств. У. Уонтнер скончался в феврале 1881 года, на этом прервалось первоначальное художественное образование Годварда.
Дольче фар Ньенте.jpg
Дольче фар Ньенте.jpg (242.99 КБ) 172 просмотра
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9342
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Последний неоклассицист

Сообщение Маркиза ангелов »

В 1882 году семейство Годвардов в очередной раз переехало в более просторный дом в Уимблдоне; Джон Уильям жил там до переезда в Лондон в 1889 году. По мнению В. Суонсона, Годвард мог получать образование экстерном в St. John’s Wood Art School — это была подготовительная школа для поступающих в Королевскую академию, основанная в 1880 году; там преподавал Уильям Кларк Уонтнер. К этому периоду относится картина Годварда «Рисующий Джотто», которая, возможно, является дипломной работой, поскольку демонстрирует основные приёмы жанровой живописи, которые преподавались в тогдашних художественных школах. Мог он обучаться и в Heatherley’s School of Art в Челси, которую посещали с визитами такие знаменитые художники, как Лоуренс Альма-Тадема, Эдвард Пойнтер и другие. Однако в списках студентов ни одного художественного училища Англии Годвард не значился.
Джотто, рисующий с натуры.jpg
Джотто, рисующий с натуры.jpg (90.76 КБ) 171 просмотр
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9342
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Последний неоклассицист

Сообщение Маркиза ангелов »

Годвард дебютировал на летней выставке Академии художеств 1887 года в Бёрлингтон-хаусе в Лондоне. Он представил полотно «Жёлтый тюрбан», принятое публикой благосклонно, хотя и не вызвавшее большого резонанса. В каталоге выставки оно значилось под № 721 и не удостоилось упоминания в обзорных статьях. По мнению биографа, даже это стало для Годварда серьёзным аргументом продолжать карьеру художника, несмотря на нежелание отца. До 1905 года Годвард поддерживал связь с Академией и ежегодно выставлялся на её экспозициях. С этого же времени он обратился к античной тематике, представив на зимней выставке 1887—1888 годов Королевского общества британских художников картину «Поппея». В тот период Годвард активно экспериментировал с портретной живописью и писал трёх сестёр Петтигрю — известных моделей того времени. Через них он познакомился с председателем Общества британских художников — Джеймсом Уистлером. Уистлер, однако, быстро потерял интерес к Годварду, поскольку тот избрал для себя амплуа антиковеда-декоратора, подобного Альма-Тадеме. Однако после отставки Уистлера с поста председателя Общества британских художников, в 1890 году Годвард был избран его членом.
1.jpg
1.jpg (241.97 КБ) 170 просмотров
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9342
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Последний неоклассицист

Сообщение Маркиза ангелов »

В 1888 году картина Годварда «Кольцо», выдержанная в духе Альма-Тадемы, обратила на себя внимание известного арт-дилера той эпохи — Томаса Маклина. Эта картина, вместе с десятью другими, была выставлена в галерее Маклина в Вест-Энде. Маклин активно работал на лондонском рынке искусства с 1864 года, реализуя работы Альма-Тадемы и Пойнтера, а также издавал репродукции картин, причём не только современных художников (академистов и натуралистов), но и старых мастеров. В том же году Годвард успешно выставлялся в Бирмингеме, став признанным членом сообщества викторианских художников, способным зарабатывать себе на жизнь собственным творчеством.
Кольцо.jpg
Кольцо.jpg (91.94 КБ) 164 просмотра
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9342
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Последний неоклассицист

Сообщение Маркиза ангелов »

После успешного дебюта Годвард снял студию в Кенсингтоне. Его соседом оказался художник и иллюстратор, тяготеющий к стилю поздних прерафаэлитов, — Морис Гриффенхаген (1862—1931). Студия была непригодна для жилья, Годварду приходилось спать на полу или ночевать у друзей и знакомых. Со временем в том же районе оказалось 27 студий художников, которые неизбежно общались друг с другом; некоторые из них достигли большой известности.
Справедливое отражение, 1915.jpg
Справедливое отражение, 1915.jpg (218.79 КБ) 163 просмотра
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9342
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Последний неоклассицист

Сообщение Маркиза ангелов »

К этому времени выработалась художественная манера Годварда. По мнению К. Вуда, если Альма-Тадема и Уонтнер писали современных им англичанок в образе античных гречанок и римлянок или наряжали их в восточные одежды, то Годвард сосредоточился на полной передаче физического типа женщин античности, изображая моделей-итальянок. В то время в Кенсингтоне было много итальянских эмигрантов, которые охотно позировали художникам.
Нерисса (1906).jpg
Нерисса (1906).jpg (234.79 КБ) 162 просмотра
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9342
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Последний неоклассицист

Сообщение Маркиза ангелов »

В 1889 году, достигнув финансового благополучия, Годвард окончательно порвал с родительским домом и снял дом со студией в Челси, который принадлежал фирме недвижимости, специализировавшейся по работе с художниками; плата за проживание составляла 24 фунта стерлингов в год. Студия располагалась близ художественной школы, в этом районе было много художников, там же с 1896 года проживал Брем Стокер. В 1889 году Маклин организовал в своей галерее 25-ю ежегодную выставку, на которой было представлено 4 полотна Годварда.
Тихий питомец, 1906.jpg
Тихий питомец, 1906.jpg (131.93 КБ) 159 просмотров
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9342
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Последний неоклассицист

Сообщение Маркиза ангелов »

В 1889 году под влиянием старшего брата Мария-Фредерика Годвард сбежала из родительского дома и вышла замуж за человека 14-ю годами её старше. После рождения двух детей они расстались: развод казался в кругу Годвардов абсолютно неприемлемым, поэтому сестра подверглась осуждению со стороны братьев — Эдмунда и Альфреда — и отца. Замуж во второй раз она так и не вышла и после смерти отца вернулась в семью заботиться о матери.
Когда сердце молодо, 1902.jpg
Когда сердце молодо, 1902.jpg (101.07 КБ) 158 просмотров
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9342
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Последний неоклассицист

Сообщение Маркиза ангелов »

В 1890 году имя Годварда фиксируется в каталоге майской выставки Королевской Академии художеств. В тот период он много общался с художником Уильямом Рейнольдсом-Стивенсом (1862—1943), который также зависел в стилевом отношении от Альма-Тадемы и даже гравировал по меди декоративную панель по мотивам полотна «Женщины Амфиссы» по заказу самого Тадемы, и участвовал в отделке его дома. В творчестве Годварда и Рейнольдса-Стивенса много общих экзотических деталей, общим было в их живописи внимание к мельчайшим деталям обстановки, складкам одежды и проч. Разрабатывая тему короля Артура и средних веков, Уильям завершил карьеру посвящением в рыцари в 1931 году.
Рейнольдс-Стивенс. Римский дворик..jpg
Рейнольдс-Стивенс. Римский дворик..jpg (222.11 КБ) 155 просмотров
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9342
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Последний неоклассицист

Сообщение Маркиза ангелов »

За 1890 год Годвард создал по крайней мере 21 крупную работу маслом, выставив на зимней выставке Маклина пять картин, многие из них изображают цветы; это — новшество в его искусстве. Творчество Годварда впервые привлекло внимание критиков, обозреватель журнала «Iln» писал, что художник полотном «В ожидании процессии» «… в некотором отношении следует по стопам Альма-Тадемы и помещает на слишком большой холст слишком незначительное событие». Другие критики отмечали, что Годварду, по сравнению с Альма-Тадемой, не хватает мастерства, скромности и сдержанности. Летняя выставка Академии 1891 года оказалась более удачной: признания в прессе удостоились полотна «Сладкая сиеста в летний день» и «Климена». Критик Генри Блэкбёрн без комментариев описал в своём обзоре содержание и колористику его картин. В отличие от Альма-Тадемы, Годвард избегал внимания прессы к своим работам. В коммерческом отношении дела шли совсем неплохо: судя по письмам Маклина 1892 года, полотна Годварда покупались в среднем за сумму от 75 до 125 фунтов стерлингов.
Сладкая сиеста  в летний день.jpg
Сладкая сиеста в летний день.jpg (124.38 КБ) 154 просмотра
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9342
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Последний неоклассицист

Сообщение Маркиза ангелов »

В 1892—1893 годах картины Годварда стали ещё более известными благодаря тому, что Маклин заказал гравюры с восьми его работ, их выполнил известный немецкий специалист Франц Хансштегль. Репродукции Годварда печатались в журналах, таких как Cosmopolitan и Pearson; это привело к появлению у художника некоторой репутациирепутации. К 1893 году относятся две самые известные многофигурные композиции Годварда — «Эндимион» (по сюжету поэмы Китса) и «Да или нет?», на которой он, предположительно, изобразил самого себя.
Да иди нет.jpg
Да иди нет.jpg (54.4 КБ) 153 просмотра
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9342
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Последний неоклассицист

Сообщение Маркиза ангелов »

В марте 1893 года скончался дед художника — Уильям Годвард, который оставил своим сыновьям — отцу и дяде Джона Уильяма — 12 000 фунтов (1 100 000 фунтов в ценах 2013 года). Художник был вынужден написать портрет деда, и это единственный его мужской портрет. В тот же период он постепенно отходит от сотрудничества с Обществом британских художников, поскольку антиклассицистические настроения в нём стали определяющими. Тем не менее, в посвящённых ему трудах Годвард именовался членом Общества до самой своей кончины, хотя не выставлялся в нём с 1894 года.
Афинянка.jpg
Афинянка.jpg (84.86 КБ) 152 просмотра
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9342
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Последний неоклассицист

Сообщение Маркиза ангелов »

В 1894 году Годвард переехал в более престижный дом со студией, расположенный на Фулэм-роуд (№ 410), который отвечал его эстетическим запросам. Одиночество Годварда прогрессировало, он никогда не принимал у себя гостей и не устраивал салонов. Дом был окружён высокой оградой, за которой Годвард в буквальном смысле спрятался. Перестройка большого дома была для него слишком обременительной, и Годвард возвёл в саду одноэтажную студию, законченную в 1895 году. Студия в некотором отношении походила на мастерскую Альма-Тадемы, поскольку Годвард наполнил её предметами античного искусства — преимущественно слепками и копиями — и всячески пытался стилизовать под Древний Рим: само жилище художника должно было стать источником эстетических впечатлений. По описанию корреспондента журнала «The Connoisseur», студия Годварда была отделана мрамором и окружена фонтанами. Стилизация была столь удачной, что «крики, доносящиеся с соседнего футбольного поля, могут показаться рёвом толпы в классическом амфитеатре». Переезд в новый дом в определённой степени изменил манеру письма и стиль работ Годварда.
В терме.jpg
В терме.jpg (71.78 КБ) 151 просмотр
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9342
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Последний неоклассицист

Сообщение Маркиза ангелов »

На рубеже 1890—1900-х годов Годвард работал интенсивно, создавая в среднем 14—15 картин в год. Предметами его полотен были изображения женщин в греческом или древнеримском антураже, который мог быть мифологическим, литературным или историческим. Художник стремился участвовать в мероприятиях Академии художеств, представив на летней выставке 1896 года две картины. Благодаря гравюрам Хансштегля, известность художника достигла США. Самой известной его работой этого периода стала «Кампаспа», которая удостоилась похвал лондонских критиков, отмечавших простоту и чёткость форм и успешность применения академического метода. Впрочем, в обзоре журнала «The Studio» то же полотно подверглось разгромной критике за «подражательность и негармоничность». Художника упрекали за неверно изображённую правую руку и плечо модели, в числе недостатков упоминался и такой: «Кусок мрамора, который, так сказать, является цоколем этой живой статуи, настолько реален, что можно только пожалеть замёрзшие ноги несчастной натурщицы". В результате картина так и не была продана и вернулась в галерею Маклина. Годвард сохранял авторские права на свои картины за собой.
Кампаспа.jpg
Кампаспа.jpg (40.63 КБ) 150 просмотров
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9342
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Последний неоклассицист

Сообщение Маркиза ангелов »

Несмотря на многочисленные работы 1897—1898 годов на мифологические и исторические темы («Венера, подвязывающая волосы» и др.), Годварду не удалось добиться избрания экстраординарным членом Академии. Причиной, видимо, было его непонимание того, что Академия являлась не только художественным, но и социальным организмом, а его затворнический образ жизни не оставлял ему шансов на поддержку в академических кругах. Между тем членство в Академии было необходимо ему для самоутверждения в глазах семьи. Однако у него появились постоянные почитатели, например, Мертон Рассел-Коутс, который в 1890-е годы приобрёл шесть его работ.
Венера, связывающая волосы.jpg
Венера, связывающая волосы.jpg (55.2 КБ) 149 просмотров
Ответить

Вернуться в «Линии судьбы»