Последний неоклассицист

Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9236
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Последний неоклассицист

Сообщение Маркиза ангелов »

В 1899 году Годвард дебютировал на Парижском салоне с несколькими не вполне типичными для него работами. В последующие годы он ещё несколько раз выставлялся в Салоне, но в конечном итоге полностью устранился от выставочной деятельности. Тем не менее, в наступившем XX веке Годвард стал признанным живописцем классического стиля и жанра. Однако он не осознавал, что по мере смены поколений в Академии художеств популярность и поддержка неоклассицизма пошла на убыль, а творческий диапазон и, как следствие, потенциальный круг покупателей самого Годварда были узки. По словам В. Суонсона, он писал исключительно «груди и бёдра прелестных красоток» («titty-rump-titty-rump» …of pretty bimbo women) и тем самым попадал в совершенно безвыходную ситуацию.
В Тепидарии-1913.jpg
В Тепидарии-1913.jpg (87.18 КБ) 83 просмотра
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9236
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Последний неоклассицист

Сообщение Маркиза ангелов »

В конце 1901 года Годвард расстался с Маклином как своим постоянным арт-дилером, вероятно, по финансовым причинам. В каталоге аукциона галереи Маклина ноября 1901 года упоминается только одна картина Годварда «Цыган», ушедшая за 29 фунтов 8 шиллингов. Окончательного разрыва, впрочем, не произошло, поскольку в том же месяце Маклин купил у Годварда ещё одну картину. Они вели совместные дела до 1908 года.
Красавица в мраморной комнате.jpg
Красавица в мраморной комнате.jpg (61.95 КБ) 82 просмотра
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9236
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Последний неоклассицист

Сообщение Маркиза ангелов »

В 1901 году Годвард представил на выставке Академии полотно «Венера в купальне». Как писал В. Суонсон: «Непонятно, почему Годвард настойчиво писал ростовые обнажённые фигуры женщин, которые были не особенно хороши». В 1902—1903 годах он представил на академической выставке малые по размеру полотна, чаще изображавшие женские головки, что контрастировало с его большими многофигурными полотнами предшествовавшего десятилетия. Кроме того, он написал свадебный подарок для сына своего дилера — Генри Маклина — «Rendezvous».
Венера в купальне.jpg
Венера в купальне.jpg (44.79 КБ) 81 просмотр
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9236
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Последний неоклассицист

Сообщение Маркиза ангелов »

В 1904 году ушли из жизни тётка художника — Анна-Мария Годвард — и его отец. Годвард стал единственным наследником тётки, но от отца ему достались только золотые часы с цепочкой, потому что состояние в 6000 фунтов он отписал матери — Саре Годвард. Видимо, под впечатлением от смерти отца, Джон Говард купил тогда участок на кладбище Бромптон, который обошёлся ему в 21 фунт стерлингов. Тогда же в родительский дом вернулась сестра Мария-Фредерика («Нин»), которая до конца жизни ухаживала за вдо́вой матерью, однако отношения между семьёй и художником оставались напряжёнными.
Портрет Нин. Ученическая работа 1882 или 1883 года.jpg
Портрет Нин. Ученическая работа 1882 или 1883 года.jpg (235.32 КБ) 80 просмотров
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9236
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Последний неоклассицист

Сообщение Маркиза ангелов »

В 1904 году Годвард написал две свои лучшие работы: «Dolce Far Niente» и «В дни Сафо». Вторая из них демонстрирует новое средство художественной выразительности — модель смотрит прямо на зрителя. Критики отмечают оригинальность её цветовой гаммы: на фоне мрамора выделяются шафрановые и голубоватые тона одеяния.
В дни Сафо.jpg
В дни Сафо.jpg (195.98 КБ) 79 просмотров
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9236
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Последний неоклассицист

Сообщение Маркиза ангелов »

В мае 1905 года Годвард в последний раз участвовал в выставке Академии художеств; по какой причине он перестал сотрудничать с Академией, неизвестно. Во всяком случае это не было связано с неодобрением его творчества, которое находилось в Британии на пике популярности. В том же 1905 году он устроил выставку в Париже и постепенно стал отходить от английской художественной жизни. В 1905 году художник отправился в Италию, возможно, в первый раз. Сведения об этой поездке крайне скудны, как и все биографические сведения о Годварде. Есть сведения, что на длительную поездку за границу Годварда подтолкнули строительные работы рядом с его домом в Челси — возводили футбольный стадион. Главным источником по этой его поездке являлся альбом с зарисовками, которые фиксируют экспонаты Национального музея в Неаполе, а также часть переписки, ведшейся через Маклина. В семье считали, что он отправился на Капри, картины этого периода фиксируют пейзажи Неаполитанского залива, Сорренто и Помпей. Поездка в Италию едва ли сказалась на художественной манере и методах Годварда, однако страна произвела на него впечатление. К этому периоду относится его картина «Помпейский сад» — одно из последних его масштабных полотен.
помпейском сад.jpg
помпейском сад.jpg (49.3 КБ) 78 просмотров
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9236
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Последний неоклассицист

Сообщение Маркиза ангелов »

В 1906 году Годвард в очередной раз участвовал в работе Парижского салона. После смерти Маклина в 1908 году художник лишился надёжного партнёра, за счёт которого он жил в течение 21 года. В том же году Годвард подписал контракт с Юджином Креметти, который также оказался надёжным партнёром, чья фирма продавала полотна художника до самой его смерти. В 1908—1909 годах было написано множество декоративных картин с изображениями женских головок, из них не менее десяти — в одном только 1909 году.
Художница-Любительница.jpg
Художница-Любительница.jpg (115.77 КБ) 77 просмотров
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9236
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Последний неоклассицист

Сообщение Маркиза ангелов »

Начало 1910-х годов в коммерческом плане стало самым успешным для Годварда. В тот период интерес к Древнему Риму, с которым отождествлялась Британская империя, был особенно велик в среде консервативной интеллигенции и промышленных магнатов, этот интерес сохранялся вплоть до Первой мировой войны. Производительность художника несколько снизилась, но критики отмечали превосходное качество работ. Хорошие заработки привели к тому, что в 1910 году Годвард отправился в Рим, где стал подыскивать для себя дом и студию, но большую часть 1910 и 1911 годов провёл в Лондоне. Хотя его отъезд связывали с отношениями с моделью-итальянкой, но, вероятно, были проблемы и другого плана. Ещё до эмиграции художника арт-рынок Великобритании радикально изменился. Бурное распространение авангардизма начиная с 1911 года приобретало организованный характер (первой стала Camden Town Group), причём и критики, и художники-модернисты предприняли атаку на оставшихся представителей академического искусства. Знаковой оказалась и кончина Альма-Тадемы летом 1912 года.
Время роз.jpg
Время роз.jpg (163.01 КБ) 70 просмотров
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9236
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Последний неоклассицист

Сообщение Маркиза ангелов »

Несмотря на распространённость мнения о внезапном отъезде Годварда в Рим, в действительности он растянулся почти на два года. По некоторым данным, он ездил в столицу Италии ещё в конце осени 1911 года, но окончательно обосновался там к июню 1912 года. Накануне отъезда он передал все авторские права на свои английские произведения сестре Нин. С 1912 года на обороте его полотен появляется надпись «Рим»; до отъезда он не маркировал своих полотен таким образом. Годвард прожил в Италии 10 или 11 лет, и о его жизни в этот период известно чрезвычайно немногое. Вероятно, он экспонировал свои картины на консервативных академических выставках Societi Amatori e Cultori. Отношения с семьёй оказались окончательно испорчены. Семейные легенды гласят о том, что мать была шокирована связью сына с натурщицей-итальянкой из бедного семейства и тем, что он открыло жил с ней, совершив «двойное предательство».
Дневные грезы.jpg
Дневные грезы.jpg (69.11 КБ) 73 просмотра
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9236
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Последний неоклассицист

Сообщение Маркиза ангелов »

В целом В. Суонсон оценивает его решение о переезде негативно, поскольку рынком сбыта произведений Годварда оставалась Англия. С другой стороны, он был лишён возможности дискутировать с критиками, которые всё более враждебно относились к академической живописи. Италия в начале XX века была ещё «свободна от импрессионизма», а в Риме, Флоренции и Неаполе существовали неоклассицистические школы, правда, очень скромные по размеру и влиянию, но одобряемые публикой. В Риме работали художники, аналогичные по тематике Годварду: это были Луиджи Бадзани (1836—1927) и Эжен Гальен-Лалу, писавший с археологической точностью уличные сцены Древнего Рима и Помпей, а также Эдоардо Этторе Форти, изображавший древнеримские праздники. Годвард, по мнению В. Суонсона, вполне вписывался в этот круг. Кроме того, в Риме хорошо знали и помнили классицистов-иностранцев, особенно поляков Генриха Семирадского и Стефана Бакаловича.
Друзилла.jpg
Друзилла.jpg (100.2 КБ) 72 просмотра
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9236
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Последний неоклассицист

Сообщение Маркиза ангелов »

Работы Годварда римского периода становятся более яркими и насыщенными по колориту, но, как правило, бессюжетны. Типичной картиной 1912 года (а всего он написал их в том году 9) было «Назначенное свидание». Модель, как обычно у Годварда, смотрит в сторону зрителя, её оттеняют цветущий олеандр в верхней части картины и маки в нижней части. Цвета одежды сочетаются с тоном мраморного бордюра. Годвард начал большее внимание уделять натюрмортам как органичной части фигуративной живописи, а также увлёкся пленэрными эффектами. От римского периода до нас дошло шесть его пейзажей.
Назначенное свидание.jpg
Назначенное свидание.jpg (134.38 КБ) 69 просмотров
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9236
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Последний неоклассицист

Сообщение Маркиза ангелов »

Особую роль играла его римская резиденция, расположенная в Монте-Париоли, слева от входа в главный парк Виллы Боргезе. Строителем и владельцем виллы, в которой жил Годвард, был эльзасец Альфред Вильгельм Штроль-Ферн (французский гражданин), который поселился в Италии после 1870 года. Он хотел создать особый «оазис», в котором ничего не напоминало бы ни о Франции, ни о Германии. При вилле был разбит сад, в котором росли сосны, ливанские кедры, кипарисы, гигантские магнолии и ольхи. Журналисты описывали стиль виллы как смесь неоготики и неоромантизма, в духе «Острова мёртвых» Бёклина. В итоге Штроль-Ферн построил целый посёлок для художников, в котором студии возводились по индивидуальным заказам, причём одним из первых владельцев стал сам Арнольд Бёклин. Из русских художников здесь бывали М. А. Врубель и И. Е. Репин, причём Репин жил в Риме в марте — июне 1911 года. В. Суонсон предполагал, что Годвард снял именно ту студию, в которой работал Репин. Сложно сказать, имелись ли у Годварда достаточные средства для студии, или Штроль-Ферн, сам будучи любителем классической древности, обеспечил англичанину известные льготы.
Вилла Альфреда Вильгельма Штроль-Ферн.jpg
Вилла Альфреда Вильгельма Штроль-Ферн.jpg (82.77 КБ) 68 просмотров
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9236
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Последний неоклассицист

Сообщение Маркиза ангелов »

В Риме Годвард вёл прежний — затворнический — образ жизни, вероятно, собственная живопись было единственным, что его вообще интересовало. Ещё в Лондоне он, по описаниям, начинал работать, как только вставал утром, и практически не прерывался до конца дня. В Риме он стал писать на пленэре, что не было типичным для его английских работ. В результате его картина «Бельведер» удостоилась в 1913 году золотой медали на международной выставке в Риме. Моделью для этого небольшого полотна послужила англичанка, а не итальянка. Известно также о его участии в выставках в Париже 1914 года и в Брюсселе в 1919 году, но нет никаких свидетельств о сотрудничестве с римскими академиями св. Луки и Изящных искусств.
Бельведер.jpg
Бельведер.jpg (88.06 КБ) 67 просмотров
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9236
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Последний неоклассицист

Сообщение Маркиза ангелов »

По иронии судьбы, молодые художники, разделявшие идеи фовизма и футуризма, в конце 1910-х годов стали собираться именно на вилле Штроль-Ферна и в соседнем кафе «Араньо», готовя революцию в художественных кругах Рима и открыто заявляя об уничтожении классического искусства. Их выставки в 1918—1922 годах проходили в Пинчио, недалеко от резиденции Годварда. Художник принципиально не обращал внимания на новые веяния, однако сосредоточенность на традиционных для него сюжетах не способствовала его творческому росту. По мнению Джозефа Кёстнера, картина «Новый парфюм» демонстрирует попытку соединить манеру Альма-Тадемы и Лейтона, что явилось «опасным экспериментом», ибо Годвард не умел подробно и археологически правильно воспроизводить интерьеры и обстановку.
Новый парфюм.jpg
Новый парфюм.jpg (116.58 КБ) 66 просмотров
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9236
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Последний неоклассицист

Сообщение Маркиза ангелов »

К 1915 году производительность труда Годварда ещё более уменьшилась: к этому году относятся всего 5 картин. Невозможно судить, было ли это связано с ухудшением здоровья или утратой некоторых произведений. Кроме того, в 1923 году братья — Альфред и Эдмунд — уничтожили весь римский архив Годварда, поэтому невозможно точно установить количество созданных им работ. Судя по переписке с Креметти, с августа 1914 года не было продано ни одной картины — началась война, и арт-дилеры перестали выпускать каталоги. Тем не менее, на обороте картины « У голубого Ионического моря» (1916 года) сохранилась этикетка, удостоверяющая, что её купила фирма Mullen Ltd и выставляла её в художественной галерее Сент-Пол. В 1918 году Годвард неожиданно обратился к акварели, в этом году он написал их 9 (из 14 сохранившихся). Акварели свидетельствуют о влиянии классической английской школы, может быть, сказалось кратковременное посещение Англии после окончания войны: известно, что он побывал в Бате.
У голубого Ионического моря.jpg
У голубого Ионического моря.jpg (145.35 КБ) 65 просмотров
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9236
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Последний неоклассицист

Сообщение Маркиза ангелов »

Несмотря на скудные свидетельства, известно, что после 1918 года Годвард ещё четырежды ездил в Англию, в том числе на похороны племянника — Уильяма Скотта, сына Нин, — и свадьбу своего брата в 1920 году. В 1919 году он написал 5 картин. Годвард погружался в депрессию, как от новостей с родины, так и из-за того, что вилла Штроль-Ферн приходила в упадок — её хозяину исполнилось 70 лет, а общее число студий возросло до ста, причём зачастую «студиями» служили времянки, более напоминающие трущобы. Эпидемия «испанки» 1919 года также нанесла определённый ущерб художественному обществу Рима.
Гречанка.jpg
Гречанка.jpg (154.69 КБ) 64 просмотра
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9236
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Последний неоклассицист

Сообщение Маркиза ангелов »

В 1920 году Годвард написал пять картин, здоровье его непрерывно ухудшалось. Это не сказалось на качестве его работ, в числе лучших называют «Алые розы» и «Воспоминание». Последнюю относят к одним из самых современных по стилю и глубоких произведений Годварда. Судьба картины оказалась удачной: Креметти продал её индийскому махарадже. От 1921 года сохранилось только две картины, весьма скромных по размеру и содержанию, но неизвестно, были ли они завершены в Риме или уже после возвращения в Англию. В мае или июне 1921 года студия Годварда была захвачена группой художников-радикалов, в которую входили Антонелло Тромбадори и Джорджо де Кирико.
Воспоминания.jpg
Воспоминания.jpg (80.9 КБ) 63 просмотра
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9236
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Последний неоклассицист

Сообщение Маркиза ангелов »

Причины возвращения Годварда в Англию неизвестны, но в основном их связывают с депрессией и пошатнувшимся здоровьем художника; вероятно, были и финансовые проблемы. Он переехал в Лондон в мае или июне 1921 года, предчувствуя скорый конец. Ещё в Риме он написал завещание, датированное 30 января; в журнале «The Connoisseur» писали, что Годвард вернулся в Лондон за 18 месяцев до своей смерти. Во втором завещании, датированном 20 августа 1921 года, дан адрес студии на Фулэм-роуд, дом 410, в которой он жил до отъезда в Италию; все эти годы её занимала чета Уонтнеров, а потом там поселился его брат — Чарльз Годвард — с молодой женой. О его лондонской жизни известно крайне мало. Академизм в Англии был забыт, президент Королевской Академии художеств Пойнтер скончался ещё в 1919 году, вообще вся обстановка не способствовала работе Годварда. Он продолжал жить отшельником и совершенно не заботился о себе, его родственница Айви Годвард вспоминала, что Джон Уильям готовил в начале каждой недели кастрюлю тушёной говядины, которой и питался до конца той же недели; результатом стала язвенная болезнь.
В роще храма Изиды.jpg
В роще храма Изиды.jpg (79.88 КБ) 58 просмотров
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9236
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Последний неоклассицист

Сообщение Маркиза ангелов »

В последний год своей жизни — 1922 — Годвард написал всего три картины. Одна из них — «Nu Sur La Plage» — необычна для его творческой манеры, но показывает, что он продолжал совершенствовать стиль «для себя». Последняя его картина «Созерцание» была продана Креметти за 125 фунтов, что было вполне приемлемой ценой для того времени, учитывая, что покупателей классицистской живописи в Европе почти не осталось.
Созерцание.jpg
Созерцание.jpg (83.21 КБ) 57 просмотров
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9236
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Последний неоклассицист

Сообщение Маркиза ангелов »

Депрессия художника усиливалась. По мнению Джозефа Майнора, только вернувшись в Лондон, Годвард понял, что британская художественная среда стала враждебной для него, а в свете новых тенденций в критике было невозможно получить оценку его творчеству. Не имея сил сопротивляться, 13 декабря 1922 года Годвард покончил жизнь самоубийством в возрасте 61 года 4 месяцев и 4 дней. Судя по заметке в «Фулэмской газете», он взял в рот газовый шланг (от кухонной плиты) и обмотал голову пальто, чтобы быстрее задохнуться. В студии остался чистый холст, к работе над которым художник так и не приступил.
Андроклея.jpg
Андроклея.jpg (105.25 КБ) 56 просмотров
Ответить

Вернуться в «Линии судьбы»