Большая семья. Кино-клуб

Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2778
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Большая семья. Кино-клуб

Сообщение Евдокия »

Сегодня выпуск Кино-клуба приурочен к Празднику Весны и труда – 1 Мая.
Официально «Первомай» в нашей стране стали отмечать с 1918 года и назывался он «День Интернационала». Своё начало праздник берёт от забастовок, стачек и маёвок рабочих. С 1972 года он стал называться «День международной солидарности трудящихся — Первое Мая», а в 1992 году праздник был переименован в «Праздник весны и труда».
Фильм, который мы вспомним сегодня, рассказывает и о труде, и о рабочих. Да и Первомай здесь играет не последнюю роль.
Фильм Иосифа Хейфица «Большая семья» (1954 год).
.
1.jpg
1.jpg (66.53 КБ) 501 просмотр
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2778
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Большая семья. Кино-клуб

Сообщение Евдокия »

Вспоминая фильм, перенесёмся почти на 70 лет назад.
После революции Советской власти необходимо было искусство, поднимающее народ на «трудовые подвиги». Таким направлением в искусстве стал социалистический реализм. Он поднимал народ на подвиги в живописи, в музыке, в литературе, в кино. После ВОВ соцреализм оставался главным направлением в искусстве, ставя перед художниками, музыкантами, писателями, режиссёрами новые задачи. «Показывать не как есть, а как должно быть», - так обозначил задачу в кино И.А. Пырьев.
В литературе с 1950-х годов становится популярным производственный роман в жанре «семейной хроники». Выходят романы «Братья Ершовы» Всеволода Кочетова, «Колобовы» Виссариона Саянова, «Ястребовы» Михаила Обухова, «Волгины» Георгия Шолохова-Синявского, «Строговы» Георгия Маркова. Во всех этих произведениях рассказывалось о трудовых буднях рабочей династии, причём на первый план выходили рабочие отношения, а не личные.
.
2.jpg
2.jpg (78.18 КБ) 499 просмотров
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2778
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Большая семья. Кино-клуб

Сообщение Евдокия »

В 1952 году в «Роман-газете» опубликован роман Всеволода Кочетова «Журбины», посвящённый жизни рабочей династии судостроителей. Он принёс автору славу и признание. Роман переиздавался более 20 раз (!) огромными тиражами и был переведён на многие языки мира.
.
3.jpg
3.jpg (89.2 КБ) 498 просмотров
4.jpg
4.jpg (86.04 КБ) 498 просмотров
5.jpg
5.jpg (93.57 КБ) 498 просмотров
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2778
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Большая семья. Кино-клуб

Сообщение Евдокия »

А как дело обстояло в кино?
Первыми фильмами на производственную тему можно назвать «Встречный» режиссёров Ф. Эрмлера и С. Юткевича и «Иван» А. Довженко, оба снятые в 1932 году. Эти фильмы определили типовые сюжетные ходы и персонажей последующих картин на производственную тему. В фильмах был рабочий, расстающийся с вредными привычками, мудрый коммунист-рабочий, скрытый враг-вредитель (саботажник, иностранный диверсант, местный рвач и т. п.), девушка – верная подруга или девушка полюбившая не того парня, но вовремя понявшая свою ошибку. И трудовой подвиг, без него никуда.
На экраны выходят картины «Секрет фирмы» (1934) «Три товарища» (1935), «Партийный билет» (1936), «Шахтёры» (1937), «Комсомольск» (1938). Культовой становится картина Г. Александрова с Л. Орловой в главной роли «Светлый путь» (1940).
.
6.jpg
6.jpg (64.09 КБ) 497 просмотров
7.jpg
7.jpg (84.65 КБ) 497 просмотров
8.jpg
8.jpg (79.44 КБ) 497 просмотров
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2778
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Большая семья. Кино-клуб

Сообщение Евдокия »

ВОВ внесла свои коррективы в производство фильмов и «рабочая» тематика отошла в сторону. Но и почти 10 лет после войны на «рабочую» тему картин не снимали. Об этих недостатках в советском киноискусстве в мае 1955 года докладывал министр культуры СССР Н.А. Михайлов: «За последние несколько лет советское киноискусство не выдвигает темы борьбы коммунистической партии и советского народа за подъём тяжёлой индустрии, за дальнейшее развитие сельского хозяйства. Некоторые работники кино оторвались от жизни, стоят в стороне от больших задач, предпочитая важным и злободневным темам лишь темы прошлого или темы отвлеченные. В кино не находят показа темы из жизни рабочего класса, борьбы коллективов за дальнейший рост производства, подъём производительности труда. Фильм «Большая семья» имел успех у зрителей во многом потому, что зритель истосковался по фильмам, воспевающим рабочий класс, его героический труд».
После этого выходят фильмы «Екатерина Воронина», «Коммунист», «Случай на шахте восемь», «Битва в пути», «Дело было в Пенькове», «Девчата», «Иван Бровкин на целине», «Иду на грозу» и другие.
Но фильм Иосифа Хейфица «Большая семья» стал первой послевоенной картиной о рабочих.
.
9.jpg
9.jpg (80.18 КБ) 496 просмотров
10.jpg
10.jpg (71.79 КБ) 496 просмотров
11.jpg
11.jpg (75.01 КБ) 496 просмотров
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2778
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Большая семья. Кино-клуб

Сообщение Евдокия »

Иосиф Хейфиц начинал работу в кино в дуэте с Александром Зархи. Их связывала многолетняя дружба с учёбы в Ленинградском институте экранных искусств, куда оба поступили в 1924 году.
Первая совместная картина «Ветер в лицо» (не звуковая) вышла в 1930 году и была благосклонно принята критикой. Но первую звуковую картину «Моя Родина», вышедшую в 1932 году, назвали «чересчур моралистичной» и обвинили в «ложной трагичности». Фильм запретили и убрали на полку. Режиссёров проверили на благонадёжность, но не найдя ничего компрометирующего, разрешили работать дольше.
Огромным успехом для Хейфица и Зархи стал фильм 1936 года «Депутат Балтики», который открыл им путь в большое кино. Главную роль в картине сыграл молодой Николай Черкасов. После «Депутата Балтики» режиссёры снимают фильмы «Член правительства» (1939) и «Его зовут Сухэ-Батор» (1942). Вместе эти фильмы образуют трилогию.
.
Хейфиц и Зархи работают над сценарием
12.jpg
12.jpg (75.64 КБ) 495 просмотров
.
Афиша фильма «Депутат Балтики»
13.jpg
13.jpg (81.45 КБ) 495 просмотров
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2778
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Большая семья. Кино-клуб

Сообщение Евдокия »

Поворотной в творческой судьбе стала работа над картиной «Огни Баку» (1950). Фильм сняли с производства по политическим причинам, Зархи уволили с «Ленфильма», а Хейфиц был вынужден на время оставить художественное кино и заняться документалистикой. На этом совместное творчество режиссёров заканчивается. Вернуться в художественное кино Иосиф Хейфиц смог в 1953 году после работы над киномюзиклом «Весна в Москве», где он стал сорежиссёром с Н. Кошеверовой и с Н. Акимовым.
Работа над фильмом «Большая семья» стала для Иосифа Хейфица первой самостоятельной работой.
.
Иосиф Хейфиц
14.jpg
14.jpg (47.14 КБ) 494 просмотра
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2778
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Большая семья. Кино-клуб

Сообщение Евдокия »

В центре сюжета – большое семейство Журбиных, потомственных корабелов.
Родоначальник династии - Матвей Дорофеевич работает с незапамятных времён, он уже глубокий старик, но жизни без завода не мыслит. Рядом с ним работают его сын Илья Матвеевич и четверо внуков – Виктор, Антон, Костя, Алексей. Подрастает внучка Тоня.
История начинается в сложный для всех период - в жизни семьи и в жизни завода происходят большие изменения. На смену отжившему приходит новое, внедряются новые методы и новые технологии, что не по душе старшим членам семейства.
.
15.jpg
15.jpg (96.53 КБ) 493 просмотра
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2778
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Большая семья. Кино-клуб

Сообщение Евдокия »

На роль Матвея Дорофеевича Журбина Иосиф Хейфиц не стал искать возрастного актёра. Уже в фильме «Депутат Балтики» он не побоялся пойти против теории Эйзенштейна о типажах и взять на возрастную роль актёра, который умеет играть, вместо того, чтобы искать старика. Николаю Черкасову, игравшему профессора Полежаева, прототипом которого был К.А. Тимирязев, было всего 33 года. Через два года он сыграет у великого Эйзенштейна Александра Невского.
.
Николай Черкасов
16.jpg
16.jpg (95.3 КБ) 491 просмотр
17.jpg
17.jpg (60.01 КБ) 491 просмотр
18.jpg
18.jpg (68.06 КБ) 491 просмотр
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2778
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Большая семья. Кино-клуб

Сообщение Евдокия »

Идя тем же путём, что и в «Депутате Балтики», Хейфиц на роль старого Матвея Журбина утвердил молодого Сергея Лукьянова.
Популярность к Лукьянову пришла после роли Гордея Ворона в фильме Ивана Пырьева «Кубанские казаки». Но если у Пырьева он играл бравого казака, председателя колхоза, то у Хейфица предстояло сыграть старика.
Сергею Лукьянову было 43 года, а сыграть он должен был 77-летнего деда.
.
Сергей Лукьянов
19.jpg
19.jpg (46.61 КБ) 490 просмотров
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2778
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Большая семья. Кино-клуб

Сообщение Евдокия »

Чтобы никто не сомневался, что он может справиться с ролью, Лукьянов загримировался, вышел во двор Мосфильма и сел на скамейку. К нему стали подходить старики, завязался разговор. Они приняли его за своего. Мимо этой компании прошёл Хейфиц. Когда один старик его окликнул, режиссёр его не узнал. Лукьянов по-стариковски поплёлся следом. И только тогда Хейфиц понял кто это. Все сомнения отпали.
.
20.jpg
20.jpg (44.82 КБ) 488 просмотров
21.jpg
21.jpg (55.95 КБ) 488 просмотров
22.jpg
22.jpg (45 КБ) 488 просмотров
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2778
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Большая семья. Кино-клуб

Сообщение Евдокия »

Сына Матвея – Илью Журбина сыграл Борис Андреев. Первая роль Андреева - Назара Думы в фильме Ивана Пырьева «Трактористы» принесла ему любовь зрителей. У Иосифа Хейфица и Александра Зархи актёр снялся в 1944 году в фильме «Малахов курган». И вот спустя почти 10 лет ещё одна совместная работа.
Здесь же на съёмочной площадке Борис Андреев опять встретился с Сергеем Лукьяновым и Кларой Лучко, с которыми они вместе играли в «Кубанских казаках».
.
23.jpg
23.jpg (37.57 КБ) 486 просмотров
24.jpg
24.jpg (88.79 КБ) 486 просмотров
25.jpg
25.jpg (52.83 КБ) 486 просмотров
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2778
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Большая семья. Кино-клуб

Сообщение Евдокия »

Илья Журбин один из центральных персонажей. Не случайно в фильме именно он чувствует себя особенно уязвленным и униженным из-за изменений, происходящих на заводе, что его огромный опыт, как ему кажется, оказывается никому не нужным. И чтобы понять, что важны и опыт и знания, Илье Матвеевичу (и зрителям) придётся сделать сложный шаг навстречу новому и в зрелом возрасте герой садится за парту.
Ещё одну главную мысль фильма выражает Илья Журбин: «Главное — рабочий класс. Эта база (базис) всей жизни человечества и на всём белом свете. Рабочий класс — он и крестьянство за собой ведет, и интеллигенцию свою народил, и академиков, и государственных людей. Он — сила».
.
26.jpg
26.jpg (68.59 КБ) 484 просмотра
27.jpg
27.jpg (62.79 КБ) 484 просмотра
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2778
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Большая семья. Кино-клуб

Сообщение Евдокия »

Жену Ильи Журбина Агафью Карповну сыграла Вера Кузнецова. Её театральная карьера складывалась удачно. Уже в 21 год она вышла на профессиональную сцену. А вот с кино не складывалось. Только после 40 лет она сыграла свою первую роль. А спустя три года её утвердили на роль Агафьи Карповны Журбиной.
Эта роль стала настоящим прорывом в карьере актрисы. На неё буквально посыпались предложения от режиссеров, которые наперебой предлагали сыграть маму или бабушку. Вскоре эти роли определили амплуа Кузнецовой на несколько десятков лет. Все её персонажи были добрыми и мудрыми хранительницами семейного счастья.
.
Вера Кузьмина в театре
28.jpg
28.jpg (68.4 КБ) 480 просмотров
29.jpg
29.jpg (37.11 КБ) 480 просмотров
30.jpg
30.jpg (42.63 КБ) 480 просмотров
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2778
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Большая семья. Кино-клуб

Сообщение Евдокия »

Агафья Карповна заботится о своей большой семье. Под её крылом живут свёкор, муж, взрослые сыновья, их жёны. Никто не собирается покидать родительский дом. Всем уютно жить вместе. Не случайно в заголовок фильма вынесено – «Большая семья». И, кажется, что нет у матери большого семейства других интересов, кроме тех, которые волнуют её семью. А интерес у этой семьи один – строительство кораблей. И Агафья Карповна себя от этого процесса не отрывает. «Корабли строим», - говорит она. Самое главное в семье Журбиных — нельзя в семье делить интересы: это — твой интерес, это — мой. Интерес один для всех. И кто этих интересов не разделяет, в семье не приживается.
Агафья Карповна озвучивает зрителям ещё одну важную мысль того времени – общественные интересы выше личностных.
.
- Двенадцатый корабль на моём счету, Катенька. А помню название каждого, когда на воду спускали, как дни рождения своих детей
- А ведь вы, Агафья Карповна…
- Как ты сказала?
- Простите, мамочка. Вы такой же строитель, как и они. Они работают, а вы заботитесь о них, ночей не досыпаете.
- Незаметная у нас должность, Катенька, домашнее хозяйство.
.
31.jpg
31.jpg (57.96 КБ) 478 просмотров
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2778
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Большая семья. Кино-клуб

Сообщение Евдокия »

Роли старшего внука Виктора Журбина и его жену Лиду сыграли Сергей Курилов и Клара Лучко.
Примечательно, что Курилов был старше своего экранного отца Бориса Андреева на год.
Если герой Виктора, в общем-то, статичен – погружённый в работу изобретатель, то героиня Клары Лучко очень неоднозначна.
Уже в начале фильма зрителю показывают, что Лида далека от Журбиных.
— Красивая. Разве в этом счастье? У тебя молодость. А что у меня? Ничего. А ведь мне скоро тридцать, Тонечка. Пойми: тридцать! А я вот тут сижу и сижу. Да всё чего-то жду — а чего? И сама не знаю… Корабли, да корабли. Только и разговоров, что про корабли. Про любовь-то и забыли. А может её и не бывает настоящей-то любви. Виктор… Да разве я его вижу? Вот ночью вскочит, свет зажжёт и рисует. Нарочно утром посмотрю - какие-то колеса с зубьями. Зачем ему зубья? Ни днём, ни ночью его не вижу, никогда его нет.
Между супругами нет понимания и общих интересов. Она хочет личного счастья, внимание мужа, любви. Он целиком погружён в работу.
.
32.jpg
32.jpg (70.28 КБ) 474 просмотра
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2778
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Большая семья. Кино-клуб

Сообщение Евдокия »

Лида единственная, кто говорит о «духовной слепоте» и нечуткости Журбиных.
- Вы вроде святых, ничего вокруг не замечаете. Как же, Журбины! – упрекает их Лида, - А что у кого на душе делается, даже не заглянете.
Именно она раскрывает глаза Журбиным, которые усомнились в порядочности Алексея, поверив, что он бросил невесту. Но при всей этой душевности и проницательности Лиды, видно, что авторам эта героиня не близка. Её единоличность противопоставляется дружным и сплочённым Журбиным. Разными мелочами (причёской, бархатным халатом, перебиранием вещей у чемодана) они словно подчёркивают её мещанство (что в те годы очень не поощрялось). И Лида терпит поражение. Она вынуждена уйти из семьи и её возвращение к мужу не возможно. «Детей нет, интересов (каких понятно) нет, завод не любит», - упрекает Лиду Дуняша, младшая невестка Журбиных.
- Значит, не понимала, что корабли строим.
- Как же, надоумишь её. Я, говорит, Дуняша, личной жизни не имею. Ну, какая такая личная жизнь?
А Илья Матвеевич подытоживает: «Не хороши, за подол не держим».
.
33.jpg
33.jpg (50.56 КБ) 473 просмотра
34.jpg
34.jpg (70.19 КБ) 473 просмотра
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2778
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Большая семья. Кино-клуб

Сообщение Евдокия »

Стоит отметить, что в романе отчуждённость Лиды объясняется не просто непониманием между супругами. Лида и Виктор потеряли ребёнка. Виктор ушёл в работу и, как казалось Лиде, забыл о горе. Ей же всё напоминало о смерти сына. Она просила мужа уехать в другое место, но он ей отказал. Не поддержали Лиду и Журбины, решив не вмешиваться в её семью с Виктором. Её уговаривали идти на завод. И Лида возненавидела завод и корабли. Она устроилась работать в регистратуру в поликлинику и медленно там угасала.
.
35.jpg
35.jpg (55.39 КБ) 471 просмотр
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2778
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Большая семья. Кино-клуб

Сообщение Евдокия »

Второго внука Антона сыграл Вадим Медведев. Это была его первая роль в кино.
В дальнейшем, благодаря аристократической внешности актёра, ему предлагали героико-романтические роли, такие как Онегин, Телегин («Хождение по мукам»). В следующем 1955 году на экраны вышел фильм «Двенадцатая ночь», где Вадим Медведев сыграл герцога Орсино. Его партнёрами стали Клара Лучко, исполнившая две роли – Виолу и её брата близнеца Себастьяна и Сергей Лукьянов, сыгравший капитана корабля Антонио.
Помните телеспектакль БДТ «Ханума»? Микич Котрянц это тоже Вадим Медведев.
.
36.jpg
36.jpg (95.91 КБ) 470 просмотров
37.jpg
37.jpg (73.19 КБ) 470 просмотров
38.jpg
38.jpg (86.6 КБ) 470 просмотров
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2778
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Большая семья. Кино-клуб

Сообщение Евдокия »

Третьего внука Костю и его жену Дуняшу сыграли Борис Битюков и Екатерина Савинова.
Борис Битюков не имел актёрского образования, но он много снимался и был очень популярен у зрителей. У Екатерины Савиновой творческая судьба складывалась иначе. Яркая, талантливая актриса с отличием окончила ВГИК, снялась в фильме «Кубанские казаки», но надолго стала актрисой эпизода (по воле высшего чиновника из кино, поговаривали И. Пырьева). Роль Дуняши в «Большой семье» тоже не стала главной в карьере актрисы.
Костя и Дуняша – образец трудовой и семейной пары, идеал строителей социализма. Они живут интересами завода, растят нового рабочего человека. Кстати, именно рождение их сына Матвея (в романе Александра) приходится на праздник 1 Мая. И это символично.
.
39.jpg
39.jpg (87.1 КБ) 468 просмотров
Ответить

Вернуться в «Кино-клуб»