Белорусский вокзал. Кино-клуб

Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2912
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Белорусский вокзал. Кино-клуб

Сообщение Евдокия »

Приветствую всех в кино-клубе. Продолжаем майский марафон фильмов о войне.
В этом фильме нет ни единого выстрела, не показано ни одного боя. События в нём происходят спустя 25 лет после окончания войны. И всё же это один из самых пронзительных фильмов о фронтовиках.
Фильм режиссёра Андрея Смирнова «Белорусский вокзал».
.
1.jpg
1.jpg (69.46 КБ) 236 просмотров
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2912
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Белорусский вокзал. Кино-клуб

Сообщение Евдокия »

Сценарий о четырёх фронтовиках, которые встречаются спустя годы после окончания войны на похоронах боевого товарища, написал сценарист Вадим Трунин. Сценарий назывался «Весна этого года». Над ним пытались работать несколько режиссёров. Сначала за работу взялась Лариса Шепитько, но через три месяца бросила. За три года до этого она уже сняла фильм «Крылья» с похожей проблематикой и повторяться на тему, о которой уже всё сказала не хотела. Затем за работу над сценарием взялся режиссёр Марк Осепьян, но и он скоро отказался. Около года сценарий пролежал без движения и Вадим Трунин никак не мог его пристроить ни на одну киностудию. Замечания и правки шли они за другими. И когда киностудия уже думала расторгать договор с Труниным, о сценарии узнал Андрей Смирнов.

Вадим Трунин
2.jpg
2.jpg (51.59 КБ) 235 просмотров
3.jpg
3.jpg (37.38 КБ) 235 просмотров
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2912
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Белорусский вокзал. Кино-клуб

Сообщение Евдокия »

Военная тема Андрею Смирнову была очень дорога. Его отец Сергей Сергеевич Смирнов, фронтовик, писатель, радио и телеведущий. Он очень много делал для увековечения памяти героев войны: писал книги, статьи, сценарии, делал передачи на телевидении о героях войны.
С 1954 года С.С. Смирнов искал защитников Брестской крепости, о которых тогда никто ничего не знал, считалось, что все защитники погибли. С 1957 года выходят его книги о Брестской крепости и её героях: «В поисках героев Брестской крепости» (1957), «Брестская крепость: Краткий очерк героической обороны 1941 г.» (1957), «Герои Брестской крепости» (1961).

С.С. Смирнов
4.jpg
4.jpg (67.04 КБ) 233 просмотра
.
Он нашел 400 человек выживших героев! Все они прошли немецкие лагеря, по большей части попадая в плен в бессознательном состоянии, раненые.
Эти фронтовики часто останавливались в доме Смирновых. «Они приходили в жутком виде. Соседи постоянно оглядывались, не понимая, кто это к нам всё время приходит, то ли зеки, то ли… Кто такие? Шершавые красные руки, одеты в какие-то оборки», - вспоминал Константин Сергеевич Смирнов (сын С.С. Смирнова). Эти люди прошли огонь и воду на войне, у них были трудные послевоенные судьбы. К ним, прошедшим плен, уже в мирное время относились с недоверием, считалось, что они «запятнали моральный облик советского солдата». С.С. Смирнов помогал ветеранам восстанавливать их гражданский статус, выбивал пенсии и инвалидность, решал жилищные вопросы.
Именно Сергей Сергеевич Смирнов первым поднял тему о невиновности советских военных, сдавшихся в плен.

С.С. Смирнов и защитники Брестской крепости на открытии мемориального комплекса «Брестская крепость - герой» 25 сентября 1971 года.
5.jpg
5.jpg (55.79 КБ) 233 просмотра
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2912
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Белорусский вокзал. Кино-клуб

Сообщение Евдокия »

Тема невиновности военнопленных нашла отклик в кинематографе. В 1961 году на экраны вышел фильм Григория Чухрая «Чистое небо», где главный герой, лётчик Алексей Астахов (актёр Евгений Урбанский) воевал, попал в плен, бежал. В мирное время он, как военнопленный, столкнулся с подозрительностью окружающих, из-за чего он не может найти работу по профессии. И только любовь жены помогает ему выстоять все невзгоды и унижения. После смерти Сталина, он получает медаль «Золотая Звезда» и возвращается в авиацию.
Примечательно, но на стадии работы над сценарием, ни Чухрай, ни сценарист Даниил Храбровицкий, не собирались затрагивать проблему осуждения и недоверия, с которыми столкнулись на родине бывшие военнопленные. Планировали снимать фильм – «спортивная драма». Но в итоге эта тема становится ключевой в фильме.
Стоит отметить, что судьба Алексея Астахова исключение. В реальной жизни бывшим военнопленным было по-прежнему трудно, а иногда почти невозможно, занять высокие посты и получить перспективную работу.
.
6.jpg
6.jpg (100.27 КБ) 232 просмотра
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2912
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Белорусский вокзал. Кино-клуб

Сообщение Евдокия »

Благодаря усилиям Сергея Сергеевича Смирнова в стране начал формироваться культ дня Победы, культ фронтовика.
И ничего не должно было омрачать светлый путь строителей коммунизма. Поэтому и темы «культа личности» и послевоенного террора старались уже не затрагивать. Тот же фильм «Чистое небо», принятый в период «оттепели», в 1970-е годы оказался «на полке». На экранах кинотеатров и на телевидении фильм вновь стал демонстрироваться уже во времена перестройки.
Тема Отечественной войны всегда присутствовала в семье Смирнова. Его сын Андрей с подросткового возраста видел перед глазами ветеранов войны с неустроенной судьбой. Поэтому, узнав про сценарий о четырёх фронтовиках и их жизни после войны, он помчался к Трунину.

Андрей Смирнов
7.jpg
7.jpg (77.5 КБ) 231 просмотр
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2912
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Белорусский вокзал. Кино-клуб

Сообщение Евдокия »

В то время молодой режиссёр Андрей Смирнов сидел без работы. Его первую самостоятельную работу – киноновеллу «Крылья» (по раннему рассказу Юрия Олеши) из киноальманаха «Начало неведомого века», снятый к 50-летию революции, запретили (как и новеллу «Родина электричества» Ларисы Шепитько).
В «Ангеле» дебютировали Леонид Кулагин (комиссар Парфёнов) и Георгий Бурков (студент эсер).
Между героями есть такой диалог:

Комиссар Парфёнов: - Считайте себя арестованным именем революции.
Студент эсер: - Скажи на милость как просто – убивать и приговаривать именем революции. Именем революции… Собственность ваша – революция? Откуда такая наглость говорить от её имени. Воры, вот вы кто! Украли революцию! Народ её душой выстрадал, а вы!..

Народ собирается отмечать 50-летие Великой Октябрьской Социалистической Революции, а ему с экрана заявляют, что у него эту революцию украли! После такого дебюта Андрею Смирнову на киностудиях были не рады. Он приобрёл репутацию неблагонадёжного режиссёра.
Новеллу «Ангела» приказали смыть с плёнки. Но каким-то чудом уцелела одна копия, которую сохранил монтажёр. Только в 1987 году киноновелла вышла на экран.

Г. Бурков и Л. Кулагин в киноновелле «Ангел» (1967)
8.jpg
8.jpg (45.15 КБ) 230 просмотров
9.jpg
9.jpg (43.11 КБ) 230 просмотров
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2912
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Белорусский вокзал. Кино-клуб

Сообщение Евдокия »

Смирнов и Трунин опять подали заявку на фильм «Весна этого года». На постановку согласилось Экспериментальное творческое объединение киностудии «Мосфильм» под руководством Григория Чухрая, но там поставили условие, чтобы неблагонадёжный Смирнов не был режиссёром. Получив очередной отказ, Смирнов и Трунин уехали загород писать сценарий самостоятельно, без договора с киностудией.
Законченную работу они показали на Мосфильме. На этот раз в продвижении сценария помог учитель Андрея Смирнова режиссёр Михаил Ромм. Он поручился своим партбилетом, что в работе Смирнова и Трунина не будет антисоветчины.
Сценарий пообещали взять, но опять поставили условие – соавторы должны внести ряд изменений.
Редактор Израиль Исаакович Цизин, который работал с Михаилом Роммом над фильмом «Обыкновенный фашизм», писал о сценарии «Белорусский вокзал»: «Отметим сразу, что чрезмерно осторожное отношение к этой работе вызывалось, очевидно, боязнью, как бы герои будущего фильма не оказались несчастными, неустроенными в жизни и т.д.».
Именно в этом все и видели основную проблему сценария – получалось, что герои победители, которые переломили хребет фашизму, в мирной жизни оказались неудачниками.

Михаил Ромм
10.jpg
10.jpg (58.32 КБ) 229 просмотров
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2912
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Белорусский вокзал. Кино-клуб

Сообщение Евдокия »

Какие же изменения пришлось внести в сценарий?
В ресторане, где друзья поминали Матвеева, их стали задирать молодые парни. Начинается драка. Фронтовики вспоминают, что они десантники. И побеждают. Прибывает милиция, забирает пожилых друзей в отделение. Но и там они отличаются: скручивают милиционеров и выходят на свободу! Но этот эпизод посчитали клеветой на советскую действительность и запретили бить милиционеров. Драку убрали. Поэтому в сцене ресторана остался лишь намёк на конфликт поколений - растерянные ветераны сидят за столом, а музыканты горланят «А мы орём на всю катушку! Гитары жмём на полный газ!». И всё же сцена символична – чужеродно смотрятся фронтовики на фоне молодёжи.
.
11.jpg
11.jpg (69.94 КБ) 228 просмотров
12.jpg
12.jpg (65.51 КБ) 228 просмотров

.

Сразу расскажу об ансамбле, который поёт в ресторане.
Это ВИА «Камертон» - выпускники Второго Московского медицинского института имени Н. И. Пирогова. С 1970 по 1974 годы ансамбль был популярен по всей стране. Ходили слухи, что парни даже заняли почётное 4-е место в рейтинге одного чешского журнала по соседству с Ленноном и Маккартни. В отличие от других ВИА, «Камертон» позволяли себе быть более смелыми в поведении на сцене и репертуаре - были ближе к рок-тенденциям своего времени. И главное, они не только перепевали условных «битлов», но и писали свои песни. В «Белорусском вокзале» как раз прозвучала их авторская композиция, причём довольно хулиганская.
О том, как песня попала в фильм, рассказали сами участники «Камертона» в буклете к диску «Никто не похитил нашу юность»: «На всю катушку!» - записали эту песню на «Мосфильме» для кинофильма «Белорусский вокзал». Записали по просьбе режиссёра Андрея Смирнова ещё пару традиционных рок-н-роллов, но композитор Альфред Шнитке уверенно выбрал нашу песню, чем мы, естественно, гордимся. Основная мысль нехитрого текста – «надо играть и петь как можно громче» - выражена с категоричностью молодости. Нам повезло: мы попали в культовый фильм и каждый год 9 Мая смотрим на себя, таких молодых, с детьми и внуками. Внуки выглядят удивлёнными».
.
12а.jpg
12а.jpg (86.54 КБ) 228 просмотров
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2912
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Белорусский вокзал. Кино-клуб

Сообщение Евдокия »

В сценарий вставили эпизод с газовой аварией. Спасая ученика Ивана Приходько (парнишку сыграл молодой Виктор Проскурин), герои ввязываются в драку с мажором на «Москвиче» и, отобрав у того автомобиль, доставляют подопечного в больницу. Эта сцена позволяла дать почувствовать фронтовикам прежнее чувство, что их дело правое.
.
13.jpg
13.jpg (57.82 КБ) 226 просмотров
14.jpg
14.jpg (58.87 КБ) 226 просмотров
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2912
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Белорусский вокзал. Кино-клуб

Сообщение Евдокия »

Когда изменения были внесены, выстраданный сценарий пошёл в работу.
На главные роли Андрей Смирнов, в отличие от первой своей работы, где играли дебютанты, пригласил известных актёров.
.
15.jpg
15.jpg (95.04 КБ) 224 просмотра
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2912
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Белорусский вокзал. Кино-клуб

Сообщение Евдокия »

Слесарь Иван Приходько, в прошлом командир разведки.
Роль писалась сразу на Евгения Леонова, но начальство настаивало на кандидатуре Николая Рыбникова. Смирнов сделал ради порядка пробы с Рыбниковым, но утвердил Леонова.

Николай Рыбников. Иван Приходько мог бы быть таким
16.jpg
16.jpg (65.38 КБ) 222 просмотра
.
Евгений Леонов не был фронтовиком. Когда началась война, ему было 14 лет. Он работал токарем на авиазаводе, где во время войны работала вся его семья. Осенью 1943 года поступил в Авиационный приборостроительный техникум им. С. Орджоникидзе, где занимался в художественной самодеятельности.
Многие воспринимали Евгения Леонова исключительно в качестве комедийного артиста. У него на тот момент была одна драматическая роль – в фильме «Донская повесть». Зато были «Полосатый рейс», «Снежная королева», «Крепостная актриса», «Зигзаг удачи» и другие.
Роль бывшего командира разведки помогла ему сломать сложившийся стереотип. Этот фильм стал одной из самых любимых работ самого актёра.
.
17.jpg
17.jpg (61.7 КБ) 222 просмотра
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2912
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Белорусский вокзал. Кино-клуб

Сообщение Евдокия »

Евгений Павлович признавался о роли в фильме «Белорусский вокзал»: «Фон фильма – именно в Приходько, которого мне посчастливилось сыграть. Именно этот трудяга – маленький, незаметненький – имеет необыкновенную душу. Он больше всех, этот работяга, интеллигентен, внутренне интеллигентен. Он больше всех любит свой дом, больше всех понимает, что это за слово – дружба. Этот маленький, обыденный человек высок и красив… Я его очень люблю».
.
18.jpg
18.jpg (65.41 КБ) 220 просмотров
19.jpg
19.jpg (69.62 КБ) 220 просмотров
.
Фильм начинается со сцены на кладбище, где герои встречаются на похоронах друга.
Эта сцена снималась тяжело. Могильщики включали громкую музыку и травили анекдоты. Актёрам тяжело было сосредоточиться. И тогда Андрей Смирнов принимает решение снимать первой сценой появление на кладбище героя Леонова. Евгений Павлович вышел на площадку и, несмотря на легкомысленную обстановку, разрыдался. От такого зрелища все притихли.
.
20.jpg
20.jpg (55.83 КБ) 220 просмотров
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2912
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Белорусский вокзал. Кино-клуб

Сообщение Евдокия »

Сцену на кладбище снимали трижды – весной, летом и что-то переснимали осенью. Для съёмок вырыли могилу. На пересъёмке осенью оказалось, что могила занята. Там похоронили реального человека и тоже по фамилии Матвеев, как и героя в фильме.
.
21.jpg
21.jpg (83.46 КБ) 219 просмотров
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2912
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Белорусский вокзал. Кино-клуб

Сообщение Евдокия »

Бухгалтер Николай Иванович Дубинский, в прошлом радист.
Дубинского могли сыграть Николай Гринько или Иннокентий Смоктуновский, но Смирнов остановил свой выбор на Анатолии Папанове.

Н. Гринько. И. Смоктуновский
22.jpg
22.jpg (82.59 КБ) 218 просмотров
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2912
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Белорусский вокзал. Кино-клуб

Сообщение Евдокия »

Анатолий Папанов один из немногих на съёмочной площадке, кто прошёл войну. В 19 лет старший сержант Папанов командовал взводом зенитной артиллерии. Попал в окружение под Харьковом, получил тяжёлое ранение: взрывом ему сильно изуродовало правую ногу и оторвало на ней два пальца. Шесть месяцев он провёл в госпитале. В 21 год Папанов стал инвалидом третьей группы, и первые несколько лет ходил с тростью.
Война, через которую ему довелось пройти, наложила отпечаток на его жизнь. Он считал все свои комедийные роли чем-то несерьезным и по-настоящему, как говорил сам, раскрывался только в фильмах о войне. Папанов признавался, что на фронте он научился ценить жизнь: «Лично я не стал бы называть войну школой. Пусть лучше человек учится в других учебных заведениях. Но все же там я научился ценить Жизнь – не только свою, а ту, что с большой буквы… Но там же я видел и познал другое. Огромную силу духа, предельную самоотверженность, великую солдатскую дружбу. Человек испытывался по самому большому счету, шел жесточайший отбор, и для фронтовика немыслимо было не поделиться с товарищем последним куском, последним куревом. Может быть, это мелочи, но как передать то святое чувство братства – не знаю, ведь я актер, а не писатель, мне легче показать, чем сказать».
.
23.jpg
23.jpg (72.95 КБ) 217 просмотров
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2912
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Белорусский вокзал. Кино-клуб

Сообщение Евдокия »

Как и за Евгением Леоновым, за Папановым закрепилась репутация комедийного актёра. Члены худсовета не скрывали своего удивления выбором актера на роль бухгалтера Дубинского. Смирнова пытались убедить в неверности выбора. Но режиссёр чувствовал: Папанов в «Белорусском вокзале» будет на своём месте.
Анатолию Дмитриевичу роль Дубинского была дорога. В ней речь не только о молодом героическом прошлом, но и о том, каким он стал после войны, как сложилась его жизнь, состоялась или нет.
Его Дубинский нежный, робкий, ранимый, но в то же время гордый, верный, твёрдый.
.
24.jpg
24.jpg (72.29 КБ) 216 просмотров
25.jpg
25.jpg (66.59 КБ) 216 просмотров
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2912
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Белорусский вокзал. Кино-клуб

Сообщение Евдокия »

Дубинский, кажется, больше всех потерялся в мирной жизни. Об этом говорят несколько сцен. Первая, в кабинете начальника, когда тот распекает Дубинского за бюрократизм:
.
- Вы как будто едете в поезде и спите. Да проснитесь, голубчик. Проснитесь, Дубинский! Вы ведь свою станцию давно проехали! Вам выйти надо было где-нибудь в пятьдесят шестом. Простите за резкость, но нельзя так работать! Нельзя! Вы у меня вот где сидите с вашим махровым бюрократизмом.
- Вот, что я скажу вам. Вы можете на меня кричать, оскорблять. Конечно, я проживу на пенсию. А на моём месте у вас будет послушный человек, гибкий. Вы перескочите с ним одну устаревшую инструкцию, другу, а потом разобьёте себе лицо в кровь. Потому что вся ваша философия в слове «авось». Авось не заметят, авось сойдёт. Победителей не судят. Вы смелый, молодой человек, с головой. У вас масса энергии, так идите в главк, в министерство, ругайтесь там, деритесь, кусайтесь. Делайте что хотите, но только добейтесь, чтобы отменили эти устаревшие инструкции. А покуда они… покуда я…
.
26.jpg
26.jpg (39.66 КБ) 215 просмотров
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2912
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Белорусский вокзал. Кино-клуб

Сообщение Евдокия »

Вторая сцена в ресторане, когда Дубинский задаётся вопросом об инициативе и самостоятельности, но на самом деле о том, на что он ещё способен.

- А вы знаете, о чём я скучаю в последнее время? Об армии. Стоишь себе в строю, не думаешь. Командуют «налево», повернулся налево. «Шагом марш» - пошёл. Куда? Зачем? Там знают куда. Идешь главное в ногу. Думаешь о своём.
- О чём же ты думал?
- Чёрт его знает. Может, я чего не понимаю? Раньше я знал, что можно, что нельзя. Теперь говорят больше самостоятельности, больше инициативы. А где граница этой самостоятельности? И откуда я знаю, я сегодня проявил инициативу, а завтра мне за неё же по шее. Устал. Ты отказываешься поощрять незаконные сделки, так тебя называют консерватором, бюрократом и ещё чёрт знает как.
.
27.jpg
27.jpg (45.47 КБ) 214 просмотров
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2912
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Белорусский вокзал. Кино-клуб

Сообщение Евдокия »

И только после того, как герои оказались в милиции, Дубинский воспарял духом, потому что «Наше дело правое, и мы победили». Он всё тот же боец, который защищает добро и справедливость.

- Чёрте знает, что сегодня со мной. Всегда сдерживался, а так иногда хочется морду разбить сволочи какой-нибудь, вся кожа зудит. Но сдерживаешься, пока он тебя за горло или за кошелёк не возьмёт. Всё терпишь, терпишь… Мне на минуту показалось, понимаешь, я вдруг почувствовал себя как на фронте – вот враг, рядом свои, и наше дело правое.
.
28.jpg
28.jpg (46.76 КБ) 213 просмотров
29.jpg
29.jpg (77.29 КБ) 213 просмотров
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2912
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Белорусский вокзал. Кино-клуб

Сообщение Евдокия »

Директор завода Виктор Сергеевич Харламов, бывший командир сапёрной роты.
Пробы на роль Харламова проходили Михаил Ульянов, Всеволод Санаев, Евгений Самойлов и даже Эльдар Рязанов.

М. Ульянов. В. Санаев. Е. Самойлов. Э. Рязанов.
30.jpg
30.jpg (117.52 КБ) 212 просмотров


Но Харламова сыграл Алексей Глазырин.
Он, как и Анатолий Папанов, был на фронте. Когда началась Великая Отечественная война, Глазырин был студентом Московского Государственного института театрального искусства. Состоял в театральных фронтовых бригадах, ездил на передовую, выступал перед бойцами. Награждён медалью «За оборону Москвы».
.
31.jpg
31.jpg (66.3 КБ) 212 просмотров
Ответить

Вернуться в «Кино-клуб»