Памятник Петру I
"Медный всадник" находится в самом сердце Петербурга — на Сенатской площади. Создать памятник инициировала Екатерина II, и императрица выбирала его месторасположение — рядом с Адмиралтейством, которое основал государь. Для возведения памятника императрице посоветовали пригласить французского скульптора Этьена Мориса Фальконе. Свое название памятник "Медный всадник" получил благодаря одноимённому творению Александра Сергеевича Пушкина. И было бы удивительно, если бы взвивающийся в небо Пётр не оброс легендами. Некоторые из них довольно-таки мистические.
Этьен Фальконе всю жизнь мечтал о создании монументального произведения. Воплотить эту мечту ему удалось в России. После приезда мастера, в 1766 году, началась работа над гипсовой моделью.
Фальконе усердно работал над образом Петра, собирал исторический материал, засиживался в архивах, изучал документы, встречался с людьми, которые общались с императором лично. Как гласит одна из легенд, скульптор провел ночь в спальне государя в его дворце в Летнем саду.
Однажды во сне к нему явился дух Петра Первого. И мастер пообещал, что он будет служить царю верой и правдой, и создаст памятник, достойный великого государственного деятеля.
Скульптору было поручено изобразить Петра всадником, и чтобы монумент стоял на скале, напоминающей по форме морскую волну. А это стало бы символом завоеваний Петра Первого, который сделал выход России к морю. По проекту Фальконе, статуя должна была состоять из отдельных гранитных блоков, поскольку найти цельную глыбу нужного размера было нереально. Но всё-таки дали в газетах объявление. На него откликнулся поставщик строительного камня для нужд Петербурга — Семён Вишняков. Ему подсказал юродивый. Недалеко от Лахты в незапамятные времена была гранитная скала, которую расколола молния. Из-за этого местные крестьяне прозвали ее Гром-камнем. Также они говорили, что во время Северной войны Пётр Первый не раз поднимался на вершину этого утеса для того, чтобы обозревать окрестности.
И по этому поводу существует еще одна легенда. Огромный валун в Лахте назывался Конём. Когда-то на Ладоге был остров Коневец, который закрывал собой проход в иной мир. Чтобы задобрить нечистую силу, каждый год местные жители приносили на нём в жертву коня. Так длилось до тех пор, пока в середине XIV века на остров не прибыл инок Арсений с Валаама.
Он помолился около камня, окропил его святой водой, а на вершине установили крест. Потом из-под камня начали вылетать бесы, превращаться в ворон и селиться на выборгском берегу. Они нашли себе приют на другой скале, которая впоследствии образовалась в форме коня. Вот на её-то, якобы, и указал Семён Вишняков.
Согласно еще одному преданию, в скульптурной композиции "Медного всадника" Пётр I восседает на своём любимом жеребце по имени Лизетта. Этого коня царь купил у повстречавшихся купцов, когда возвращался из Великого посольства. За него он переплатил "100 голландских червонцев". Петру Первому очень понравилась эта лошадь бурого окраса. И сразу же он назвал её Лизеттой, что, кажется, необычно для коня. Пётр Первый, якобы, назвал её в честь девушки, которая служила при дворе Саксонского короля. И поговаривали, что у царя была с этой девушкой связь. Лизетта была "лошадью одного хозяина", Петра слушалась беспрекословно, но конюхи с ней мучились. Конь прослужил хозяину около 10 лет, а когда умер, Петр приказал сделать чучело. Оно до сих пор хранится в Зоологическом музее.
Про Павла 1 говорили, что он предвидел будущее и якобы встретил Петра I, когда шел по Петербургу в компании князя Куракина. Рядом с «русским Гамлетом» шла тень в плаще, призрак сказал: «Павел! Бедный Павел! Я тот, кто принимает в тебе участие. Прощай, Павел, ты снова увидишь меня здесь». Уходя, призрак приподнял шляпу, и Павел узнал Петра Великого. Позже на «месте встречи» и появился Медный всадник. Считается, что так прадед предсказал гибель Павла.
Когда в 1782 году открыли памятник "Медный всадник", старообрядцы Санкт-Петербурга назвали его "Всадником Апокалипсиса". Вот что гласит еще одна легенда о памятнике: Якобы, царь в месте, где он установлен, перепрыгивал на коне Неву с одного берега на другой. И при этом произносил: "Все Божье и мое". Дважды он перепрыгнул и произнес эту фразу, а на третий раз оговорился, сказав: "Все мое и Божье". Получается, что царь поставил себя выше Бога. Сказав это, царь окаменел. А по другой версии, сказав это, он свалился в воду, простыл и тяжело заболел. А когда он выздоровел, больше никогда ни себе, ни приближенным не позволял богохульничать.
Согласно другому преданию, когда Петр Первый был в лихорадочном бреду, ему померещилось, что наступают шведы. Царь вскочил на коня и ринулся к Неве. Но тут выползла змея, обвила ноги коня, и не дала прыгнуть в воду, чем спасла Петра от гибели.
Змея также является частью скульптурной композиции памятника. Но её ваял не Фальконе, а русский скульптор Гордеев. Змея является третьей точкой опоры скульптуры.
Пётр Первый изображён, указывающим рукой в сторону Швеции, той, что была в те времена главным врагом России. И в центре Стокгольма стоит памятник Карлу XII, основному противнику Петра, который указывает рукой в сторону Санкт-Петербурга.
Ещё одна легенда о "Медном всаднике" и очень известная. В 1812 году, когда Петербургу грозила опасность наполеоновского вторжения, государь Александр I распорядился вывезти статую Петра Великого в Вологодскую губернию. В это время некий майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему, что его, Батурина, преследует один и тот же сон. Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со скалы своей и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I. Всадник въезжает во двор Каменноостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу озабоченный государь. "Молодой человек, до чего ты довёл мою Россию, — говорит ему Петр Великий, — но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!" Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается "топот копыт". Поражённый рассказом Батурина князь Голицын передает сновидение Александру Первому, после чего государь отменяет свое решение, и статуя Петра остается на месте.
С именем Пушкина связана еще одна городская легенда. Знаменитый памятник Этьена Фальконе оказался в центре внимания его поэмы. В ней памятник оживает, стремительно мчится по городу за своей жертвой и настигает её. Пушкину ничего не надо было придумывать – он описывает события самого страшного наводнения за всю историю Петербурга – катастрофу 1824 года, которая унесла тысячи жизней. Именно после этого наводнения в адрес прародителя Петербурга – давно усопшего Петра I – посыпались проклятия: «Зачем построил город в таком низком месте?». Дух Петра не выдержал таких оскорблений и начал мстить. Петербуржцы по ночам видят мрачную фигуру всадника. Возле самого памятника происходят несчастные случаи, которые не прекращаются и сегодня.
В годы Великой Отечественной войны ленинградцы считали, что, пока памятники Петру Первому и великим полководцам Суворову, Кутузову и Барклаю де Толли стоят на своих местах не укрытые, враг не войдёт в город. Так и произошло, несмотря на 900 дней блокады гитлеровские войска так и не смогли взять Ленинград. А сами памятники сохранились невредимыми. Только "Медного всадника" укрыли от немецких бомб.
- o_1_6.jpg (215.49 КБ) 674 просмотра