Прекрасную девушку Марену ждали, и в ее честь были названы дни со 2-го по 24-е ноября. Этот период считался временем прихода холодов и наступлением зимы. После него праздновали 2-е февраля ― Громницу, то есть день встречи Богини Зимы и Богини Весны. На Громницу уже начинали прощаться с Марой: девушки пели заклички для Лели, а парни затевали игры-зимоборы, символизирующие противостояние сестер. Однако в большей степени торжество было посвящено Перуну, потому что верили: огнем он помогает наступить весне.
В начале весны женщины выходили в огород и гонялись с метлами в руках за воображаемой Мореной. Так они прогоняли прочь надоевшую зиму.
Еще один день Богини Зимы ― 1 марта. В эту дату Марену чествуют перед тем, как она соберется уступить место Леле. Последний раз вспоминают о Маре в день весеннего равноденствия ― 20-22 марта. Считается, что именно в это время сестры окончательно сменяют друг друга, и наступает весна.
В прощальный праздник славяне устанавливали деревянное или соломенное изображение Богини Смерти, которое обкладывали камнями. Перед идолом размещали крупный камень либо деревянную дощечку ― алтарь. К нему приносили дары: цветы, ягоды, плоды, а в период эпидемий даже кровавые жертвы (убивали только животных). После окончания праздника, алтарь разбирали, а фигуру Мары сжигали или сбрасывали в реку.
Как правило, чучело Марены сооружали из соломы, которую насаживали на шест. Одевали Марену либо в тряпьё, либо в праздничную одежду; иногда в белое платье или костюм невесты; украшали лентами, скорлупками яиц, украшениями из лоскутков и соломы. Лужичане одевали чучело в рубаху последнего умершего в селе человека и подвязывали поясом последней вышедшей замуж невесты.
Обычно Марена имела женский облик, её готовили и носили по селу девушки.
Обряд известен в Словакии, Моравии, Чехии, Польше (Великопольша, Силезия, Мазовия, Подлясье, Келецкое, Люблинское, Краковское воеводства), Лужице, Каринтии, а также в Венгрии и Австрии. Сходные обряды выноса и уничтожения соломенного чучела встречаются у балканских и отчасти у восточных славян.
Обряд исполнялся в одно из воскресений в конце Великого поста (чаще всего в 4-е или 5-е, называемые у словаков «Чёрным», «Смертным», «Мареновым» — Čierna, Smrtna, Marmuricnova nedeľa, у чехов — Smrtna neděle, иногда в 6-е, Вербное — Květná neděle). Марену несли с песнями за село и там уничтожали: топили (словац., чеш., морав., пол.), сжигали (пол., чеш.), разрывали на части (морав.), забрасывали на дерево (морав.), разбивали о дерево (словац.), били палками (словац., морав.), закидывали камнями (морав.), сбрасывали в пропасть (морав.), закапывали в землю (чеш.) и т. п. Уничтожение должно было быть окончательным: следили, чтобы Марена сгорела полностью, брошенную в воду Марену забрасывали камнями до тех пор, пока она не утонет, разбитое чучело сжигали на костре. Верили, что уничтожение чучела обеспечит скорый приход лета, хороший урожай, сохранит село от наводнений и от пожара, защитит от мора и смерти, а девушкам обеспечит замужество. Участие в обряде выноса Марены являлось оберегом от различных несчастий. Тот, кто не ходил со «Смертью» или опоздал к началу обряда, был уверен, что в этом году умрёт сам или похоронит кого-либо из своей семьи (морав.).
Как правило, после уничтожения чучела Марены следовала вторая часть обряда: там же, за селом, молодёжь украшала жердь, на которой было укреплено чучело, или специально срубленное в лесу зелёное деревце, ветку лоскутками и лентами; одежду, снятую с Марены, надевала здоровая девочка или специально избранная «королева» (kralovna), и все возвращались с песнями в село, поздравляя с приходом весны. За это их одаривали и угощали. Зелёные ветки или деревца — символ наступающей весны, жизни, здоровья. Деревце называлось maj, leto, nove leto, letecko (словац.), nove lito (чеш.), majiček (морав.).
- Морена.jpg (134.65 КБ) 397 просмотров
На Украине на Авдотью Плющиху носят по деревням и полям чучело, одетое в женское платье, которое называется Марена или мара (призрак). Эту мару провожает толпа детей, парней, девушек и молодиц при громком пении. Мареной на Украине называли и купальское деревце, украшенное венками, цветами, бусами и лентами. Около него ставили соломенную куклу, одетую в женскую рубаху — Купало. Пока девушки пели и скакали через костёр, парни подкрадывались, отнимали Марену, разрывали, разбрасывали или топили в воде. Части разорванной Марены девушки относили в огород для плодородия.
Схожее название и функции у болгарского обряда Мара Лишанка, исполняемого девушками в среду на пасхальной неделе.
В Чехии и Словакии обряд совершается обычно в Смертное воскресенье — пятое воскресенье великого поста, но в некоторых местах в четвёртое воскресенье поста или в шестое — Вербное воскресенье. Обряд известен также в некоторых регионах Германии: Франконии, Тюрингии, Саксонии. Чехи во время выносения Марены пели:
Уже несём смерть из веси,
А новое лето до веси.
Здравствуй, лето любезное,
Обилье зелёное!
- Символическое изгнание зимы и встреча лета. Моравия, 1887.jpg (231.24 КБ) 397 просмотров
В некоторых местах чешско-словацкого и смежного с ним польского ареала наряду с женским сооружалось и мужское чучело, которое носили парни. Оно называлось Mařak, Marec, Marek (чеш., морав.), Smrt'ak (чеш., словац.), Ded(k)o (словац.), Marzaniok (пол. силез.). В чешской Силезии его одевали в кожух, баранью шапку, клали ему на колени метлу и возили на возке по селу.
В Польше обряд совершался лишь в некоторых сёлах и проводился на Пасху. Группа парней обходила дворы с соломенным чучелом Смерти, на смену которому в село якобы входил Христос. Погужане при этом пели:«Szła smiertoczka z miasta, pan Jezus do miasta...» (Шла Смертушка из города, а Иисус в город...).
Похожие обряды похорон или сжигания различных фигур могут быть проведены во время Мясопуста, или, например, на русской Масленице. У восточных славян на Троицу (чеш. Letnice) также уничтожали (хоронили или сжигали) Купалу и Кострому, у южных славян и румын — Германа или Калояна. В Риме подобный обряд назывался Аргеи (англ.), когда в майские иды cбрасывали с моста в реку Тибр чучела, сплетённые из тростника и одетые в мужское платье.
- marena.jpg (188.39 КБ) 397 просмотров