СССР- Образование.

Аватара пользователя
Мадам Н. Д.
Писателка
Сообщения: 5922
Зарегистрирован: 18 дек 2021, 12:16

СССР- Образование.

Сообщение Мадам Н. Д. »

Глядя на советскую систему образования с «колокольни» современности можно отметить их достоинства и недостатки, о которых я постаралась рассказать объективно.
Отмечают следующие недостатки, с которыми я могу и согласиться, и поспорить.

• Упор на теорию, а не на практику.
Известная фраза А. Райкина: «Забудьте все, чему вас учили в школе, и слушайте…» родилась не на пустом месте.
За ней скрывается усиленное изучение теории и отсутствие связи полученных знаний с жизнью.

Тут я бы поспорила, вряд ли при недостатке практического опыта появились те великие конструкторы, инженеры, создавших великие космические и военные достижения, используемые и сейчас.

Все 4 года обучения в институте у нас была практика- и пассивная- посещение уроков, и активная. И далее- многочисленные курсы, методобъединения- все это было и для повышения именно уровня практики обучения.
Аватара пользователя
Мадам Н. Д.
Писателка
Сообщения: 5922
Зарегистрирован: 18 дек 2021, 12:16

СССР- Образование.

Сообщение Мадам Н. Д. »

• Низкий уровень обучения иностранным языкам.
Отсутствие опыта общения с носителями порождало изучение языков на основе штампов, которые не менялись в учебниках из года в год.
Советские школьники после 6 лет изучения иностранного так и не могли разговаривать на нем даже в пределах бытовых тем, хотя прекрасно знали грамматику.
Недоступность учебной иностранной литературы, аудио- и видеозаписей, отсутствие необходимости общения с иностранцами отводило изучение зарубежных языков на второй план.

Тут я полностью согласна, что было, то было! 8)
И увеличение часов у "иностранщиков", и большой интерес к языкам сейчас- только в плюс! 8)
Аватара пользователя
Мадам Н. Д.
Писателка
Сообщения: 5922
Зарегистрирован: 18 дек 2021, 12:16

СССР- Образование.

Сообщение Мадам Н. Д. »

• Отсутствие доступа к зарубежной специальной литературе.
Железный занавес создал ситуацию, при которой ссылаться на зарубежных ученых в студенческих и ученых работах стало не только не нужно, но и опасно.
Недостаток свежей струи информации породил некоторую консервацию методов обучения.
В связи с этим в 1992 году, когда западные веяния стали доступными, школьная система показалась устаревшей и требующей реформации.

Тут также не поспоришь, увы!
Аватара пользователя
Мадам Н. Д.
Писателка
Сообщения: 5922
Зарегистрирован: 18 дек 2021, 12:16

СССР- Образование.

Сообщение Мадам Н. Д. »

• Отсутствие домашнего образования и экстерната.
Сложно судить, хорошо это или плохо, но отсутствие возможности у сильных учеников сдать предметы экстерном и перейти в следующий класс тормозило развитие будущих передовых кадров, уравнивало их с основной массой школьников.

Тут я согласна частично, экстернат был, но не так активно, как сейчас.
А вот домашнее образование тоже не всегда положительно- часто детей просто убирают из общества по разным причинам.
Сюда же отнесу современную систему инклюзивного образования. Вначале учителя противились ему, для меня это слово долгое время было чуть ли не матершинным, но потом я смирилась, поняла, что и плюсы тоже есть, но нужны специалисты и условия, которых вначале не было.
Но это тоже большой разговор, я и так ушла слишком далеко от советской школы.
Аватара пользователя
Мадам Н. Д.
Писателка
Сообщения: 5922
Зарегистрирован: 18 дек 2021, 12:16

СССР- Образование.

Сообщение Мадам Н. Д. »

Подвоя итоги, хочу сказать от себя- как и в других профессиях, в образовании особенно, все зависит от человека- учителя. Любит он детей, свое дело, и дети будут любить его и предмет. Равнодушный, грубый учитель и мнение обо всем образовании оставит отрицательное.
Так что желаю всем хороших учителей для ваших детей, хороших воспоминаний об учебе и школьной жизни!
Аватара пользователя
Ираида
Непредсказуемый Автор
Сообщения: 4831
Зарегистрирован: 25 дек 2021, 08:20
Откуда: Нерюнгри Якутия

СССР- Образование.

Сообщение Ираида »

Большое спасибо за тему и развёрнутый формат!!
Благодарю, что выручила и на себя взвалила!! :friends:
Про свою учёбу я много рассказывала, и дворец - школу свою показывала. Мне очень-очень повезло с учителями! Настоящие педагоги - умные, честные, добрые, профессиональные. Только тёплые воспоминания о школе, я многим ей обязана.
Аватара пользователя
Жизнь-моя, когда хочу,
тогда и дура
Сообщения: 1906
Зарегистрирован: 19 дек 2021, 07:48
Откуда: Екатеринбург

СССР- Образование.

Сообщение Жизнь-моя, когда хочу, »

Мадам Н. Д. писал(а): 20 окт 2022, 11:34 Глядя на советскую систему образования с «колокольни» современности можно отметить их достоинства и недостатки, о которых я постаралась рассказать объективно.
Отмечают следующие недостатки, с которыми я могу и согласиться, и поспорить.

• Упор на теорию, а не на практику.
Известная фраза А. Райкина: «Забудьте все, чему вас учили в школе, и слушайте…» родилась не на пустом месте.
За ней скрывается усиленное изучение теории и отсутствие связи полученных знаний с жизнью.

Тут я бы поспорила, вряд ли при недостатке практического опыта появились те великие конструкторы, инженеры, создавших великие космические и военные достижения, используемые и сейчас.

Все 4 года обучения в институте у нас была практика- и пассивная- посещение уроков, и активная. И далее- многочисленные курсы, методобъединения- все это было и для повышения именно уровня практики обучения.
Нет, тут правда есть. Не знаю как у педагогов, а на производстве практика очень мало помогала во время учёбы, потому что студентов до реального дела не особо допускали никому ответственность брать неохота.
А вот когда уже работать приходил человек, то да, теорию всю побоку, и начинали с азов учить реальным делам. Потому что многое уже было изменено, переделано, да и вообще...
Аватара пользователя
Мадам Н. Д.
Писателка
Сообщения: 5922
Зарегистрирован: 18 дек 2021, 12:16

СССР- Образование.

Сообщение Мадам Н. Д. »

Жизнь-моя,когда хочу,тогда и.. писал(а): 20 окт 2022, 13:21
Мадам Н. Д. писал(а): 20 окт 2022, 11:34 Глядя на советскую систему образования с «колокольни» современности можно отметить их достоинства и недостатки, о которых я постаралась рассказать объективно.
Отмечают следующие недостатки, с которыми я могу и согласиться, и поспорить.

• Упор на теорию, а не на практику.
Известная фраза А. Райкина: «Забудьте все, чему вас учили в школе, и слушайте…» родилась не на пустом месте.
За ней скрывается усиленное изучение теории и отсутствие связи полученных знаний с жизнью.

Тут я бы поспорила, вряд ли при недостатке практического опыта появились те великие конструкторы, инженеры, создавших великие космические и военные достижения, используемые и сейчас.

Все 4 года обучения в институте у нас была практика- и пассивная- посещение уроков, и активная. И далее- многочисленные курсы, методобъединения- все это было и для повышения именно уровня практики обучения.
Нет, тут правда есть. Не знаю как у педагогов, а на производстве практика очень мало помогала во время учёбы, потому что студентов до реального дела не особо допускали никому ответственность брать неохота.
А вот когда уже работать приходил человек, то да, теорию всю побоку, и начинали с азов учить реальным делам. Потому что многое уже было изменено, переделано, да и вообще...
Частично согласна, бывало и такое. Но и система наставничества существовала, начинала в садике работать, коллега меня опекала, ей немного платили.
Учителям и сейчас за студентов на практике доплачивают, правда, это немного другое.
Аватара пользователя
Жизнь-моя, когда хочу,
тогда и дура
Сообщения: 1906
Зарегистрирован: 19 дек 2021, 07:48
Откуда: Екатеринбург

СССР- Образование.

Сообщение Жизнь-моя, когда хочу, »

Мадам Н. Д. писал(а): 20 окт 2022, 14:08
Жизнь-моя,когда хочу,тогда и.. писал(а): 20 окт 2022, 13:21
Мадам Н. Д. писал(а): 20 окт 2022, 11:34 Глядя на советскую систему образования с «колокольни» современности можно отметить их достоинства и недостатки, о которых я постаралась рассказать объективно.
Отмечают следующие недостатки, с которыми я могу и согласиться, и поспорить.

[

Частично согласна, бывало и такое. Но и система наставничества существовала, начинала в садике работать, коллега меня опекала, ей немного платили.
Учителям и сейчас за студентов на практике доплачивают, правда, это немного другое.
Доплачивают, конечно.
Но оторванность теории от практики и сейчас есть, и раньше была актуальна.
Аватара пользователя
Мадам Н. Д.
Писателка
Сообщения: 5922
Зарегистрирован: 18 дек 2021, 12:16

СССР- Образование.

Сообщение Мадам Н. Д. »

Еще хочу дополнить про заочное образование. Второе высшее дефектологическое было у меня такое, училась в Иркутске, оплачивали мне сессию из расчета 100 рублей в месяц, у меня зарплата была меньше- брала мало часов специально. И оплачивали дорогу в один конец- летала самолетом, всего 40 минут со взлетом и посадкой, 24 рубля, как сейчас помню.

Учиться заочно было и выгодно, и престижно, на работе отпускали без проблем- но у нас и сессии были на каникулах зимой и летом.

А сейчас второе высшее заочное платно, да и не все работодатели любят студентов.
Аватара пользователя
Мадам Н. Д.
Писателка
Сообщения: 5922
Зарегистрирован: 18 дек 2021, 12:16

СССР- Образование.

Сообщение Мадам Н. Д. »

Жизнь-моя,когда хочу,тогда и.. писал(а): 20 окт 2022, 14:13
Мадам Н. Д. писал(а): 20 окт 2022, 14:08
Жизнь-моя,когда хочу,тогда и.. писал(а): 20 окт 2022, 13:21

Доплачивают, конечно.
Но оторванность теории от практики и сейчас есть, и раньше была актуальна.
С этим согласна. Но сейчас можно подрабатывать во время учебы, и на практике присматривают хороших рябят и сразу себе забирают, учат на месте.
Аватара пользователя
Львовна
Пробующая Новое
Сообщения: 509
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 19:32
Откуда: Мирный / Лаишево

СССР- Образование.

Сообщение Львовна »

Мадам Н. Д. писал(а): 20 окт 2022, 11:38 • Низкий уровень обучения иностранным языкам.
Отсутствие опыта общения с носителями порождало изучение языков на основе штампов, которые не менялись в учебниках из года в год.
Советские школьники после 6 лет изучения иностранного так и не могли разговаривать на нем даже в пределах бытовых тем, хотя прекрасно знали грамматику.
Недоступность учебной иностранной литературы, аудио- и видеозаписей, отсутствие необходимости общения с иностранцами отводило изучение зарубежных языков на второй план.

Тут я полностью согласна, что было, то было! 8)
И увеличение часов у "иностранщиков", и большой интерес к языкам сейчас- только в плюс! 8)
Вот в этом ничего не изменилось.
И с точки зрения здравого смысла удивления не вызывало и не вызывает. Независимо от наличия железного занавеса востребованность иностранных языков невысока, а для детей еще и цель изучения в основном непонятна. Интерес к языкам есть больше у родителей, причём зачастую это всего лишь мода. Дети начинают интересоваться языками ближе к старшим классам.
Кстати, базу и в СССР давали весьма неплохую, нацеленность была преимущественно на перевод текста, но большинство моих сокурсников легко справлялись с пониманием статей из Moscow news, например. С разговорной речью было в разы труднее - не хватало ни учителей соответствующей квалификации, ни технических средств.
И сегодняшний большой объем иностранного языка в школе не видится мне таким уж плюсом. Особенно притом, что обучать ему начинают со второго класса, когда дети ещё не знают толком ни частей речи, ни членов предложения...
Аватара пользователя
Мадам Н. Д.
Писателка
Сообщения: 5922
Зарегистрирован: 18 дек 2021, 12:16

СССР- Образование.

Сообщение Мадам Н. Д. »

Львовна писал(а): 20 окт 2022, 15:45
Мадам Н. Д. писал(а): 20 окт 2022, 11:38 • Низкий уровень обучения иностранным языкам.


Тут я полностью согласна, что было, то было! 8)
И увеличение часов у "иностранщиков", и большой интерес к языкам сейчас- только в плюс! 8)
Вот в этом ничего не изменилось.
И с точки зрения здравого смысла удивления не вызывало и не вызывает. Независимо от наличия железного занавеса востребованность иностранных языков невысока, а для детей еще и цель изучения в основном непонятна. Интерес к языкам есть больше у родителей, причём зачастую это всего лишь мода. Дети начинают интересоваться языками ближе к старшим классам.
Кстати, базу и в СССР давали весьма неплохую, нацеленность была преимущественно на перевод текста, но большинство моих сокурсников легко справлялись с пониманием статей из Moscow news, например. С разговорной речью было в разы труднее - не хватало ни учителей соответствующей квалификации, ни технических средств.
И сегодняшний большой объем иностранного языка в школе не видится мне таким уж плюсом. Особенно притом, что обучать ему начинают со второго класса, когда дети ещё не знают толком ни частей речи, ни членов предложения...
В этом согласна!
А еще у младшеклассников у многих сохраняются дефекты речи, проблемы в обучении русскому языку. Им бы с ним разобраться, а тут еще и " инглиш" надо усвоить!
Логично было иняз давать с 5 класса, не очень понимаю здесь смысла
Аватара пользователя
Львовна
Пробующая Новое
Сообщения: 509
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 19:32
Откуда: Мирный / Лаишево

СССР- Образование.

Сообщение Львовна »

Мадам Н. Д. писал(а): 20 окт 2022, 11:40 • Отсутствие домашнего образования и экстерната.
Сложно судить, хорошо это или плохо, но отсутствие возможности у сильных учеников сдать предметы экстерном и перейти в следующий класс тормозило развитие будущих передовых кадров, уравнивало их с основной массой школьников.

Тут я согласна частично, экстернат был, но не так активно, как сейчас.
А вот домашнее образование тоже не всегда положительно- часто детей просто убирают из общества по разным причинам.
Сюда же отнесу современную систему инклюзивного образования. Вначале учителя противились ему, для меня это слово долгое время было чуть ли не матершинным, но потом я смирилась, поняла, что и плюсы тоже есть, но нужны специалисты и условия, которых вначале не было.
Но это тоже большой разговор, я и так ушла слишком далеко от советской школы.
Экстернат всё же был, хотя не афишировался. Но настойчивые родители могли добиться.
Инклюзия для ментально сохранных детей тоже была, про неё просто не говорили. Со мной начинал учиться мальчик, который "плохо ходил "- так воспринималось нами, детьми. Учился и учился, был не хуже других, только на физкультуру не ходил и в догонялки не играл. Домой мы шли большой компанией и всегда провожали его до дома, чтобы поддерживать по дороге и помочь встать, если что. Как нам это объясняли - не помню скорее всего просто поставили перед фактом. Для детей в принципе это было так же, как другие индивидуальности: Вова рыжий, Серёжа кудрявый, Света толстая, Майя очки носит и т. д. Потом их семья уехала.
Аватара пользователя
Мадам Н. Д.
Писателка
Сообщения: 5922
Зарегистрирован: 18 дек 2021, 12:16

СССР- Образование.

Сообщение Мадам Н. Д. »

Львовна писал(а): 20 окт 2022, 15:55
Мадам Н. Д. писал(а): 20 окт 2022, 11:40 • Отсутствие домашнего образования и экстерната.

Экстернат всё же был, хотя не афишировался. Но настойчивые родители могли добиться.
Инклюзия для ментально сохранных детей тоже была, про неё просто не говорили. Со мной начинал учиться мальчик, который "плохо ходил "- так воспринималось нами, детьми. Учился и учился, был не хуже других, только на физкультуру не ходил и в догонялки не играл. Домой мы шли большой компанией и всегда провожали его до дома, чтобы поддерживать по дороге и помочь встать, если что. Как нам это объясняли - не помню скорее всего просто поставили перед фактом. Для детей в принципе это было так же, как другие индивидуальности: Вова рыжий, Серёжа кудрявый, Света толстая, Майя очки носит и т. д. Потом их семья уехала.

Инклюзия была скрытая- в каждом классе были отстающие. сейчас бы им кучу диагнозов определили. Были дети с физическими недостатками- был в соседнем классе плоховидящий мальчик, всегда сидел на 1 парте и носил очки с огромными стеклами, никто его особо и не задевал.
Вот примеров " буллинга", травли- совсем не помню, это осуждалось всеми.

С экстернатом сама не сталкивалась, возможно, он и был.
Аватара пользователя
Львовна
Пробующая Новое
Сообщения: 509
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 19:32
Откуда: Мирный / Лаишево

СССР- Образование.

Сообщение Львовна »

Мадам Н. Д. писал(а): 20 окт 2022, 15:51
Львовна писал(а): 20 окт 2022, 15:45
Мадам Н. Д. писал(а): 20 окт 2022, 11:38 • Низкий уровень обучения иностранным языкам.


Тут я полностью согласна, что было, то было! 8)
И увеличение часов у "иностранщиков", и большой интерес к языкам сейчас- только в плюс! 8)
Вот в этом ничего не изменилось.
И с точки зрения здравого смысла удивления не вызывало и не вызывает. Независимо от наличия железного занавеса востребованность иностранных языков невысока, а для детей еще и цель изучения в основном непонятна. Интерес к языкам есть больше у родителей, причём зачастую это всего лишь мода. Дети начинают интересоваться языками ближе к старшим классам.
Кстати, базу и в СССР давали весьма неплохую, нацеленность была преимущественно на перевод текста, но большинство моих сокурсников легко справлялись с пониманием статей из Moscow news, например. С разговорной речью было в разы труднее - не хватало ни учителей соответствующей квалификации, ни технических средств.
И сегодняшний большой объем иностранного языка в школе не видится мне таким уж плюсом. Особенно притом, что обучать ему начинают со второго класса, когда дети ещё не знают толком ни частей речи, ни членов предложения...
В этом согласна!
А еще у младшеклассников у многих сохраняются дефекты речи, проблемы в обучении русскому языку. Им бы с ним разобраться, а тут еще и " инглиш" надо усвоить!
Логично было иняз давать с 5 класса, не очень понимаю здесь смысла
Вот-вот, получается как читать учить можно с трёх лет и научить к шести, а можно начать в шесть - и полгода ща глаза хватит.
И проблема преподавателей иностранных языков никуда не делась. У меня в школе было 5 учителей английского при шести годах обучения. У внучки в восьмом классе "всего лишь" третий 🫣 Мы с дочерью тихо офигеваем от её стабильных 4и5, притом что до того было 3+, а по факту и того меньше. Моя версия: на фоне тех, кто английское ”one” (один) читает как "оне" (честно! Услышала на дистанте в 2020, ещё в пятом классе), она смотрится не настолько плохо. Эдакий смех сквозь слезы. У второго внука, например, в прошлом году (4класс) не было деления на подгруппы. У третьего во втором два параллельных класса делили на три подгруппы... Короче, извращались как получалось - Результат сомнительный
Аватара пользователя
Эсме
Увлеченный Дилетант
Сообщения: 537
Зарегистрирован: 17 дек 2021, 07:29

СССР- Образование.

Сообщение Эсме »

Жизнь-моя,когда хочу,тогда и.. писал(а): 20 окт 2022, 10:54 Никто и никогда не переубедит меня, что образование в СССР было хуже , чем сейчас.
Единственный минус, который я видела- это многие учителя или реально ненавидели детей, или свою работу, но частенько, особенно в начальной школе, отбивали у детей желание учиться. Насмешками, ерничаньем, грубостью... это было.
:good:
Но, как мне кажется, это было реже, чем сейчас. Уровень подготовки учителей был выше, хотя многие из них получали образование в педучилище. И заканчивали вузы, уже работая. Мама со специализацией 'начальная школа" несколько лет помимо 1-3 классов преподавала немецкий.
И не помню я тогда такого мрака, как сейчас: учителя начальных классов, которые закладывают основы грамотности, говорят и пишут с грубейшими ошибками :oops:
Знаю эту кухню немного изнутри. Выпускники вузов после пары лет уходят в другие сферы, опытные учителя со стажем - в репетиторы. Остаются или энтузиасты и те, кто действительно любит детей и профессию, или случайные люди.
Аватара пользователя
Эсме
Увлеченный Дилетант
Сообщения: 537
Зарегистрирован: 17 дек 2021, 07:29

СССР- Образование.

Сообщение Эсме »

Львовна писал(а): 20 окт 2022, 15:45
Вот в этом ничего не изменилось.
И с точки зрения здравого смысла удивления не вызывало и не вызывает. Независимо от наличия железного занавеса востребованность иностранных языков невысока, а для детей еще и цель изучения в основном непонятна. Интерес к языкам есть больше у родителей, причём зачастую это всего лишь мода. Дети начинают интересоваться языками ближе к старшим классам.
Кстати, базу и в СССР давали весьма неплохую, нацеленность была преимущественно на перевод текста, но большинство моих сокурсников легко справлялись с пониманием статей из Moscow news, например. С разговорной речью было в разы труднее - не хватало ни учителей соответствующей квалификации, ни технических средств.
И сегодняшний большой объем иностранного языка в школе не видится мне таким уж плюсом. Особенно притом, что обучать ему начинают со второго класса, когда дети ещё не знают толком ни частей речи, ни членов предложения...
Тоже соглашусь. Что тогда, что сейчас не вижу смысла изучать иностранный язык всем подряд. Может у меня такая особенность, но я помню только то, чем регулярно пользуюсь. Оперативная память хорошая, а объем жесткого диска ограничен :D Потому из правил помню лишь "жи-ши", не решу задач с логарифмами и функциями. В вузе сама и вполне успешно решала задачи по термеху и сопромату, сейчас помню из этого 'эпюры, крутящий момент и балка с защемленным концом" :D
Также и английский. У нас в школе было две учительницы английского. Первая (каким уж чудом попала на южную окраину страны?) стажировалась в Лондоне и упор делала на разговорный язык и автоматизм в использовании времен.
Нам досталась вторая :D От нее у меня неистребимый русский акцент, минимальный уровень разговорного языка, но при этом в вузе я спокойно переводила не только газеты, но и технические тексты. Перестала пользоваться - и многое забылось.
А сейчас технических возможностей больше и программы разные. Но есть очень странные (по словам моих подруг). Начинают рано, однако спустя год-другой дети (без дополнительного изучения с родителями или с репетитором) не знают как читать сочетание букв, которые нужно просто запомнить. То есть не знают и не понимают транскрипции :oops:
Аватара пользователя
Мадам Н. Д.
Писателка
Сообщения: 5922
Зарегистрирован: 18 дек 2021, 12:16

СССР- Образование.

Сообщение Мадам Н. Д. »

Львовна писал(а): 20 окт 2022, 16:08
Мадам Н. Д. писал(а): 20 окт 2022, 15:51
Львовна писал(а): 20 окт 2022, 15:45



В этом согласна!
А еще у младшеклассников у многих сохраняются дефекты речи, проблемы в обучении русскому языку. Им бы с ним разобраться, а тут еще и " инглиш" надо усвоить!
Логично было иняз давать с 5 класса, не очень понимаю здесь смысла
Вот-вот, получается как читать учить можно с трёх лет и научить к шести, а можно начать в шесть - и полгода ща глаза хватит.
И проблема преподавателей иностранных языков никуда не делась. У меня в школе было 5 учителей английского при шести годах обучения. У внучки в восьмом классе "всего лишь" третий 🫣 Мы с дочерью тихо офигеваем от её стабильных 4и5, притом что до того было 3+, а по факту и того меньше. Моя версия: на фоне тех, кто английское ”one” (один) читает как "оне" (честно! Услышала на дистанте в 2020, ещё в пятом классе), она смотрится не настолько плохо. Эдакий смех сквозь слезы. У второго внука, например, в прошлом году (4класс) не было деления на подгруппы. У третьего во втором два параллельных класса делили на три подгруппы... Короче, извращались как получалось - Результат сомнительный
А меня умиляют родители, которые нанимают репетиторов по английскому, но не видят проблем в русском языке. Я одной маме так и сказала: " Вы планируете переезд в Англию? " Она- глазками хлопает! В русском языке куча проблем, но пропустить занятия логопеда из-за английского- это святое! :evil:
Аватара пользователя
Железный Феликс
Сообщения: 1518
Зарегистрирован: 27 дек 2021, 20:38

СССР- Образование.

Сообщение Железный Феликс »

Единая программа по всей стране это все же плюс. Довольно часто люди переезжают, особенно это касается семей военных. И сейчас найти чтоб примерно так же было, достаточно сложно. Потом, а начальной школе множество программ, одна другой пафоснее, но нет их продолжения в старших классах.
Воспитывалась коллективная ответственность, приучали к труду, воспитывали уважение к чужому труду.
Некоторые учителя ненавидели детей или свою работу. Да. С этим я столкнулась еще с детского сада. Гестапо то еще было, и воспиталки и первая училка. Я ненавидела школу. Когда мы переехали на север, я пошла в ту школу, для меня был шок, что учителя не бьют детей, не оскорбляют и не унижают. Что оценки ставят за правильность решения, а не за текучую ручку или кривые буковки.
Ответить

Вернуться в «Обо всем на свете»