Сексуальные традиции на Руси

Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9558
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Сексуальные традиции на Руси

Сообщение Маркиза ангелов »

prichina-obrazovanija-drevnej-rusi-6a47a8e.png
prichina-obrazovanija-drevnej-rusi-6a47a8e.png (248.39 КБ) 524 просмотра
Bstudy - статьи для высших учебных заведений
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9558
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Сексуальные традиции на Руси

Сообщение Маркиза ангелов »

Как в бытовых памятниках, так и в юридических источниках славян сохранилось сравнительно мало указаний на их первобытное состояние. Однако из вполне достоверных летописей Нестора и Козьмы Пражского мы знаем, что у многих славянских племен, например у древлян, родимичей, вятичей и кривичей браков не существовало и сексуальные отношения между мужчиной и женщиной не вели к их постоянному сожительству. Почти неизбежная при таких обстоятельствах неизвестность отца, как нельзя лучше, согласуется с господствующей ролью дяди по матери у древних славян и чрезвычайной близостью отношений между братом и сестрой у современных сербов. Первая статья древнейших списков Русской Правды в числе других мстителей упоминает и о «сестрином сыне». Отношения между братьями и сестрами считаются у южных славян священными. Если доверять древне-сербским песням, то в судах постоянно клялись именем сестры. Человек, не имевший сестры, принужден был клясться своим оружием, причем обыкновенно он укорял свою мать за то, что она не дала ему дорогой сестры.
eayEGzUUmyc.jpg
eayEGzUUmyc.jpg (222.71 КБ) 514 просмотров
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9558
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Сексуальные традиции на Руси

Сообщение Маркиза ангелов »

По всей видимостью древнеславянские племена не были исключением из общего правила и беспорядочные половые связи были весьма распространены. Подтверждения этому мы встречаем, у многих авторов. Так, весьма интересно описание некоторых славянских обычаев, указанных Ахмедом ибн Фадланом (арабским путешественником, путешествующим по Волге в первой половине X века): «...и строят па ее берегу большие дома из дерева, и собирается (их) в одном (таком) доме десять и (или) двадцать, - меньше и (или) больше, и у каждого (из них) скамья, па которой он сидит, и с ними (сидят) девушки - восторг для купцов. И вот один (из них) сочетается со своей девушкой, а товарищ его смотрит на него. Иногда же соединяются многие из них в таком положении одни против других, и входит купец, чтобы купить у кого-либо из них девушку, и (таким образом) застает его сочетающимся с ней, и он (^ус) не оставляет ее, или же (удовлетворит) отчасти свою потребность».
sex-na-rusi2.jpg
sex-na-rusi2.jpg (127.82 КБ) 511 просмотров
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9558
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Сексуальные традиции на Руси

Сообщение Маркиза ангелов »

Свидетельства таких связей мы находим и в многочисленных обрядах и праздниках с элементами оргии, когда мужчины и женщины сообща купались голыми. Мужчины символически оплодотворяли Землю, например, сеяли лен без штанов, иногда и вовсе голыми, а женщины, задрав подолы и демонстрируя небу свои гениталии, тем самым вызывали дождь. В некоторых районах Украины еще в XIX веке вместо ритуального совокупления на полях в период посевной существовал обычай перекатывания парами по засеянному полю и т.д. Некоторые брачные обряды включали в себя фаллические элементы - демонстрацию «срамоты мужской» и т.п.
5_02.jpg
5_02.jpg (161.5 КБ) 508 просмотров
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9558
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Сексуальные традиции на Руси

Сообщение Маркиза ангелов »

Специфика многих древнерусских половозрастных и земледельческих ритуалов, также указывает на неразборчивые отношения, которые бытовали ранее. Так, Е.Р. Лепер описывает интересный обряд «караулить солнце», бытующий в Орловской губернии и происходивший на петровское заговенье. На тайно добытые два колеса сажали бабу и парня, изображавших невесту и жениха, и начинали играть «свадьбу», причем исполнялись все свадебные этапы, от сватовства до венчания. Чуть всходило солнце, бабы снимали сарафаны, распускали волосы и бегали в таком виде по деревне, преследуемые париями; у не снявших одежду разрывали ворот рубахи или сдергивали пояса; девушки в это время свистели, плясали и пели.
3.jpg
3.jpg (111.73 КБ) 505 просмотров
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9558
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Сексуальные традиции на Руси

Сообщение Маркиза ангелов »

Особо следует остановиться на т.н «игрищах на день Ивана Купалы». В игрищах сходилась молодежь не только соседних сел, такие игрища носили поистине «космический размах». Гуляния охватывали большие пространства, сакральные центры (кладбище, храм), проходили на почитаемых природных «святынях» - берегах водоемов, лесных полянах. Обычно молодежь весь день играла в своем селе, а к вечеру уходила на коллективные сборища. В это время действовало правило обязательного выхода на игрище: уклонение могло навлечь беду не только на самого нарушителя, но и на весь молодежный коллектив; судя, например, по украинскому фольклору, группа, дабы избежать опасности, заклинала нарушителя:

«Котора не вийдя па Купайла,

Щоб вона сша и не встала».

Поведение молодежи в хороводе резко менялось с наступлением сумерек и отсутствием зрителей: парни хватали и бросали девушек наземь, задирали подолы, выносили из круга их на руках. К ночи хоровод разбивался на парочки, уходившие в укромные места. В целом община не контролировала отношения молодежи на игрищах, а родителя не имели права запрещать своим детям (особенно девушкам) в них участвовать: летний солнцеворот был поворотной точкой в игре молодежи, символизируя совершившийся переход девушки во взрослое состояние, дающий права на брачные отношения.
kopaev-ivana-kupala.jpg
kopaev-ivana-kupala.jpg (120.86 КБ) 502 просмотра
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9558
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Сексуальные традиции на Руси

Сообщение Маркиза ангелов »

Конечно, прямых свидетельств подтверждающих существование неразборчивых отношений мы уже не находим, однако, существующие традиции, такие народные обряды как досветки и посиделки, способы заключения брака, включающие в себя элементы похищения и выкупа, свидетельствуют об этом и о последующей традиции заключения брака в своем кругу. На что указывает, например, существовавший в Украине обычай т.н. «подночевывания», когда парень, иногда даже двое или трое парней, оставались с девушкой до утра. Хотя официально считалось, что они сохраняли при этом целомудрие, практически дело зависело от их личного усмотрения. Строго запрещалась только связь девушки с парнем из чужой деревни.
sex-na-rusi3.jpg
sex-na-rusi3.jpg (134.98 КБ) 499 просмотров
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9558
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Сексуальные традиции на Руси

Сообщение Маркиза ангелов »

Л. Нидерле ссылаясь на Масуди указывает, что у древних славян, девушка, не имевшая возлюбленных, считалась в глазах мужа, с которым вступала в брак, менее ценной и он имел право ее прогнать. Многочисленными сетованиями на утрату девичей невинности наполнены церковные поучения первых времен и именно христианство вводит правило соблюдение моральной чистоты у незамужних женщин. Этот же автор, ссылаясь на источники Х-ХII веков, указывает, что участие даже замужних женщин в различных «эротических играх» устраиваемых молодежью, не являлось нарушением верности мужу. Не противоречит этому высказыванию и описание вышеизложенного земледельческого обычая данного Е.Р. Лепер, ну а если женщина, могла вести свободный сексуальный образ жизни, то мужчина, конечно же, еще меньше считался связанным в браке.
9.jpg
9.jpg (247.54 КБ) 496 просмотров
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9558
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Сексуальные традиции на Руси

Сообщение Маркиза ангелов »

Следует также указать на так называемые «вечерницы» - вечерние собрания, устраиваемые чаще всего в зимнее время и описанные многочисленными авторами. Суть вечерниц заключалась в том, что вечером примерно с 6 до 12 часов вечера молодежь устраивала т.н. вечера, когда молодые люди обоих полов собирались в каком-нибудь доме и совместно проводили время. Девушки при этом обычно выполняли повседневную «женскую» работу - пряли, вышивали, по свидетельству этнографов нередко такие «вечера» сопровождались достаточно вольными отношениями молодежи. Н.Ф. Сумцов отмечает следующее. Быть может вечерницы первоначально имели значение пробного брака и на них определялась годность женщины к деторождению, причем неспособные к супружеству и к деторождению, по исключительности своей физической природы, как негодные члены общины, падали в мнении древнего человека. Только мать, производительница домашней рабочей силы, пользовалась общественным уважением и, на определенной ступени культуры народа, только она могла иметь самостоятельный голос в решении семейных проблем. В немногих местностях вечерницы сохранили древнее значение пробного брака, являясь обломком глубокого древнего быта. В новгородских и псковских губерниях девицы, на таких собраниях, вменяют себе в честь иметь любовника, или как там говорят, дружня, что вовсе не мешает им потом выйти замуж.
slaviyani_05.jpg
slaviyani_05.jpg (225.73 КБ) 493 просмотра
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9558
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Сексуальные традиции на Руси

Сообщение Маркиза ангелов »

Сохранялись и сохраняются явные пережитки древних праздников с оргиями и группового брака также в некоторых свадебных и календарных обрядах. Например, на русском Севере в конце XIX- начале XX в. еще бытовали «скакания» и «яровуха», которые уже Стоглавый собор объявил «бесовскими». Их подробно описывает Т.А. Бернштам. «Скакания» (от глагола «скакать») происходили накануне венчания в доме жениха, куда молодежь, включая невесту, приходила «вина пить», после чего все становились в круг, обхватив друг друга за плечи, и скакали, высоко вскидывая ноги, задирая подолы юбок и распевая песни откровенно эротического содержания. Заканчивалось это групповое веселье сном вповалку.
6.jpg
6.jpg (147.76 КБ) 490 просмотров
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9558
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Сексуальные традиции на Руси

Сообщение Маркиза ангелов »

«Яровуха» (по имени языческого божества плодородия Ярилы) состояла в том, что после вечеринки в доме невесты вся молодежь оставалась там спать вповалку, причем допускалась большая вольность обращения, за исключением последней интимной близости. Это был типичный «свальный грех», форма группового секса. Описания подобных обычаев в этнографической литературе весьма противоречивы. Один из корреспондентов этнографического бюро князя В.Н. Тенишева писал в 1890-х годах о Пошехонском уезде Ярославской губернии, что хотя ныне такого обычая не существует, в старину, говорят, в некоторых глухих местах уезда, как, например, в Подорвановской волости, на деревенских беседах... были «гаски». Молодежь, оставшись одна, гасила лучину и вступала между собой в свальный грех». Н.Ф. Сумцов приводит пример достаточно свободных отношений имевших место в Ставропольской губернии: «... в день девичника, после пирушки, все ложатся спать, жених с невестою, а парубки с прочими девицами».
4.jpg
4.jpg (120.97 КБ) 487 просмотров
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9558
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Сексуальные традиции на Руси

Сообщение Маркиза ангелов »

Такие формы отношений наблюдались у славян повсеместно и не являлись чем-то аморальным или девиантным. Заслуживает так же внимания тот факт, что последующее писанное право, в частности польское, относило сексуальное посягательство, совершенное в доме, к более опасным посягательствам и наказывало строже, чем насилие совершенное в поле или лесу, где оно еще понималось как остаток древнего культа и связанных с ним эротических игр. Вероятно этим же обстоятельством объясняется практически полное отсутствие в русском светском писанном праве вплоть до XVII века, включительно, каких либо норм, регламентирующих ответственность за совершение насильственных сексуальных действий.
9.jpg
9.jpg (178.22 КБ) 484 просмотра
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9558
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Сексуальные традиции на Руси

Сообщение Маркиза ангелов »

Итак, беспорядочные сексуальные отношения были достаточно распространены и у славян, а подтверждений этому достаточно: от бытующих и описанных сексуальных обрядов, связанных с различными праздниками, в основе которых лежат языческие верования до земледельческих и свадебных традиций. Сексуальные отношения во многом отождествляются с плодородием, сменой времен года, носят животно- подражательный характер, что проявляется, например, в массовых танцах (плясках) без одежды и практиках группового секса или парного секса, но в присутствии других пар. Наблюдаются также свидетельства бытующих ранее неразборчивых отношений, которые обуславливают появление в дальнейшем матриархата.
3.jpg
3.jpg (234.33 КБ) 481 просмотр
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9558
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Сексуальные традиции на Руси

Сообщение Маркиза ангелов »

Анализ многочисленных молодежных половозрастных традиций и в частности обычая посиделок, позволяет нам высказать мнение о существовании у славян матриархальной организации семейно-брачных отношений. Прямых свидетельств о существовании у наших предков в прошлом подобной организации мы не имеем, но солидаризуемся в высказанным мнением Т.А. Бернштам о том, что поздний материал содержит ряд данных о посиделках как женской формы организации. К посиделкам обычно относят осенние или равневесенние собрания девушек и женщин с прядильно-ткацкими работами. Права, роль и поведение девушек в посиделочной семье были исключительными, как бы равными таковым же в мужской семье. Это выражалось в следующем. Во-первых, девушки занимали мужскую часть избы, парни находились на женских местах, выход на хозяйскую часть разрешался только с разрешения девушек, по особым правилам: можно было сесть к девушке на колени и переходить по коленям всех остальных; проситься под прялку и т.п., а в некоторых местностях парням нужно было даже проситься под окном на посиделку. Во-вторых, девушки предстают основными кормильцами семейного коллектива, варят пиво для ритуальных складчин; парни носят только «гостинцы». В-третьих, девушки заняты работой на посиделках, а парни бездельничают. Таким образом, символика статуса девичьей группы и форм полов на посиделке, - свидетельства об архаических переживаниях какой- то формы женской организации обособления полов, нарушавшейся лишь в брачных целях.
7.jpg
7.jpg (40.69 КБ) 476 просмотров
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9558
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Сексуальные традиции на Руси

Сообщение Маркиза ангелов »

Наличие матриархата у древних славян отмечали многочисленные исследователи: как правоведы, так и этнографы. М. Ковалевский одним из первых представил достаточно полный обзор пережитков матриархата, использую при этом летописи, фольклор и анализ обычаев: «...теория матриархата находит себе солидный базис в прошлой истории русской семье». Поддерживалась эта теория и позднее, в работах М.О. Косвеиа. Отголоски матриархальной организации можно найти в многочисленных исследованиях прошлого, так, например, матриархальную традицию можно усмотреть в широко распространенных ранее обычаях неравных браков, в тех случаях, когда жена значительно старше своего мужа. Обычай таких браков был достаточно распространен на Севере, а упоминания о них мы находим в источниках XVIII века и даже в более ранний период. М.В. Ломоносов, осуждая такие браки, писал, что «малолетних женят на взрослых девках, которые могли бы по летам быть матерями своих мужей». А.Я. Ефименко проанализировав письменные данные 1745 и 1765 годов приходит к мнению о том, что около двух третей браков в нижнедвинских волостях составляют неравные браки, в большинстве которых жены были намного старше своих мужей. Такое неравенство сохранилось на Севере и в XIX веке, женщина, бывало вспоминала, что «с печки снимала мужа, когда он уснет».
9.jpg
9.jpg (171.96 КБ) 475 просмотров
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9558
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Сексуальные традиции на Руси

Сообщение Маркиза ангелов »

Рассматривая традиционные, в современном понимании, формы заключения брака следует отметить широкую распространенность и известность как брака-похищением так и брака покупки невесты. Наиболее древним считается брак - похищение невесты женихом. Не вдаваясь в подробности описания такого брака отметим, что, как и у многих других народов, находящихся на схожей ступени развития, похищение невесты у славян могло быть как действительным, так и формальным, мнимым. Последнее случалось тогда, когда родители и невеста были согласны на брак еще до похищения. С течением времени сговор с невестой все чаще стал предшествовать ее уводу. Широко практиковался обряд похищения невесты «у воды», который совершался на праздниках в честь богини «женитвы» - Лады, на праздниках начинавшихся ранней весной, «на Красную горку», и продолжавшихся до середины лета - дня Ивана Купалы. Учитывая особенности и сложность данного обряда можно предположить, что многие похищенные таким образом девушки отнюдь не возражали против такого похищения, т.е. в данном случае этот обряд можно рассматривать как некую дань традиции. Т.А Бернштам указывает, что у зависимого населения (крепостных) этот обряд сохранялся и после принятия христианства, следы можно обнаружить в былинах, песнях и церковных документах XIII-XV веков.
9 (2).jpg
9 (2).jpg (114.13 КБ) 469 просмотров
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9558
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Сексуальные традиции на Руси

Сообщение Маркиза ангелов »

Наглядно иллюстрирует существующие сексуальные традиции у различных славянских племен Нестор, указывая и на обычаи похищения и брак-покупку невесты, а также языческие ритуалы игр, сопровождающиеся групповыми сексуальными действиями, которые уже (в писаный период права) рассматриваются как действия, предшествующие похищению: «Имяху бо обычаи свои, и закон отец своих и преданья, каждо свой нрав. Поляне бо своих отец обычай имуть кроток и тих... брачный обычаи имяху: не хожаше зять по невесту, по привожаху вечер, а заутра припошаху по пей что вдадуче. А друвляпе живяху зверипским бразом, живущее скотьски... и брака у них не бываше, но умикиваху у воды девица. И радимичи, и Вятичи, и Север один обычая имяху: живяху в лесах, якоже и всякий зверь, ядуще нечисто, и срамословие в них пред отьци и пред снохами, а браци не бываху в них, но игрища межю селы. Схожахуся на игрища, на плясанья, и на вся беовьская игрища, и ту умыкаху жены собе, спею же кто с вещащеся; имяху же по две и по три жены".
6.jpg
6.jpg (134.41 КБ) 465 просмотров
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9558
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Сексуальные традиции на Руси

Сообщение Маркиза ангелов »

Пример ассоциации имевшей место в первобытном обществе «охота-брак», «жених-охотник», «невеста-дичь», фаллос-стрела», «женское лоно-рана» имеет место и в славянских сказаниях. Красноречивым примером этому является сказка о Царевне-Лягушке. В колядовом репертуаре славян широко распространена сюжетная ситуация, в которой молодец охотится за ланью (лисице, серной), которая в последующем становится девицей. В русской свадебной лирике есть и более красноречивые примеры ассоциаций охоты-сексуальиых отношений, так стрела, выпущенная из лука обычно метит:

В серединное окошечко, на тесовую кроватушку,

На перинную перипочку...

Да под соболино одеялышко.

После попадания в «цель» такой стрелы невеста сетует о потери девичества:

Ужи прострелила да Громова стрела Уж мою-то грудь белую.

Уж и не наладиться мне да красной девушке Против старого да против прежнего^

Против прежнего да против девьего".

Н.Ф. Сумцов напрямую связывает стрелу в украинских песнях с древнерусским обычаем умыкания девушки-невесты, детально анализируя значение стрелы в свадебный обрядах он также указывает на следующие интересные обычаи: «в XVII веке в Московской области отец жениха приходил к невесте и острием стрелы подбирал ей волосы, которые невеста перед его приходом рассыпала на челе»; «в древней Руси после первой брачной ночи сорочку молодой поднимали стрелой»; «в старинных царских свадьбах в сеннике или спальне молодых по четырем углам втыкали по стреле и на каждой стреле вешали по сорока соболей». Указанный автор отождествляет символику стрелы с солнечным лучом, проходящим сквозь тучи, что служит, по его мнению, «актом брачного соединения солнца и земли».
1.jpg
1.jpg (85.67 КБ) 444 просмотра
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9558
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Сексуальные традиции на Руси

Сообщение Маркиза ангелов »

Славянские народные песни обыкновенно называют жениха «ворогом» или «врагом». Во многих местностях России еще в ХIX веке родственники невесты, исполняя требования обычая, окружали ее со всех сторон и не подпускали к ней жениха.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что брак-похищением как и предшествующий ему матриархат, групповой брак и ограниченно территориально брак, имели место и в славянской сексуальной жизни. Многие социальные нормы до сих пор опосредуют современные сексуальные традиции и брачные церемонии. Дань прошлому проявляется в плохо или не в полностью осознаваемых желаниях и стремлениях соблюдать древние традиции и прежде всего такие как: «шутливое воровство невесты», «воровство туфли невесты», «обсыпание молодых рисом, бисером, конфетами», «свадебное путешествие».
1093388.jpg
1093388.jpg (173.26 КБ) 439 просмотров
Аватара пользователя
Маркиза ангелов
Администратор - Модератор
Сообщения: 9558
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43

Сексуальные традиции на Руси

Сообщение Маркиза ангелов »

Другим распространенным способом заключения брака у древних славян являлась покупка невесты у ее родственников. Некоторое время оба способа, вероятно, имели место одновременно, но постепенно брак-покупка вытеснил брак-похищение невесты, этот отход от обычая «умыкания», был зафиксирован даже в писанном праве, так постановление Ярослава Всеволдовича относит похищение уже к наказуемым деяниям: «Аще кто умчит девку или насилит, аже боярская дчи, за сором ей 5 гривен золота, а епископу 5 гривен золота, а меньших бояр гривна золота». Продажа невесты могла быть совершена отцом, матерью, а также главой рода или родового союза. Видимо, плата за невесту была связана с похищением и являлась следствием примирения жениха-похитителя с родом невесты, в результате которого жених за невесту отдавал выкуп. Поэтому не случайно у славян было распространено утверждение, что «тот, у кого родились две или три дочери - обогащается, тогда как имеющий двух-трех сыновей - делался бедняком. Вторичное распространение на Руси процедуры покупки невесты исследователи чаще всего связывают с влиянием монголо- татар. Эту точку зрения подтверждает и само название покупки - калым.
original (1).jpg
original (1).jpg (227.13 КБ) 436 просмотров
Ответить

Вернуться в «О сексе»