- prichina-obrazovanija-drevnej-rusi-6a47a8e.png (248.39 КБ) 533 просмотра
Сексуальные традиции на Руси
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9593
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Сексуальные традиции на Руси
Bstudy - статьи для высших учебных заведений
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9593
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Сексуальные традиции на Руси
Как в бытовых памятниках, так и в юридических источниках славян сохранилось сравнительно мало указаний на их первобытное состояние. Однако из вполне достоверных летописей Нестора и Козьмы Пражского мы знаем, что у многих славянских племен, например у древлян, родимичей, вятичей и кривичей браков не существовало и сексуальные отношения между мужчиной и женщиной не вели к их постоянному сожительству. Почти неизбежная при таких обстоятельствах неизвестность отца, как нельзя лучше, согласуется с господствующей ролью дяди по матери у древних славян и чрезвычайной близостью отношений между братом и сестрой у современных сербов. Первая статья древнейших списков Русской Правды в числе других мстителей упоминает и о «сестрином сыне». Отношения между братьями и сестрами считаются у южных славян священными. Если доверять древне-сербским песням, то в судах постоянно клялись именем сестры. Человек, не имевший сестры, принужден был клясться своим оружием, причем обыкновенно он укорял свою мать за то, что она не дала ему дорогой сестры.
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9593
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Сексуальные традиции на Руси
По всей видимостью древнеславянские племена не были исключением из общего правила и беспорядочные половые связи были весьма распространены. Подтверждения этому мы встречаем, у многих авторов. Так, весьма интересно описание некоторых славянских обычаев, указанных Ахмедом ибн Фадланом (арабским путешественником, путешествующим по Волге в первой половине X века): «...и строят па ее берегу большие дома из дерева, и собирается (их) в одном (таком) доме десять и (или) двадцать, - меньше и (или) больше, и у каждого (из них) скамья, па которой он сидит, и с ними (сидят) девушки - восторг для купцов. И вот один (из них) сочетается со своей девушкой, а товарищ его смотрит на него. Иногда же соединяются многие из них в таком положении одни против других, и входит купец, чтобы купить у кого-либо из них девушку, и (таким образом) застает его сочетающимся с ней, и он (^ус) не оставляет ее, или же (удовлетворит) отчасти свою потребность».
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9593
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Сексуальные традиции на Руси
Свидетельства таких связей мы находим и в многочисленных обрядах и праздниках с элементами оргии, когда мужчины и женщины сообща купались голыми. Мужчины символически оплодотворяли Землю, например, сеяли лен без штанов, иногда и вовсе голыми, а женщины, задрав подолы и демонстрируя небу свои гениталии, тем самым вызывали дождь. В некоторых районах Украины еще в XIX веке вместо ритуального совокупления на полях в период посевной существовал обычай перекатывания парами по засеянному полю и т.д. Некоторые брачные обряды включали в себя фаллические элементы - демонстрацию «срамоты мужской» и т.п.
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9593
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Сексуальные традиции на Руси
Специфика многих древнерусских половозрастных и земледельческих ритуалов, также указывает на неразборчивые отношения, которые бытовали ранее. Так, Е.Р. Лепер описывает интересный обряд «караулить солнце», бытующий в Орловской губернии и происходивший на петровское заговенье. На тайно добытые два колеса сажали бабу и парня, изображавших невесту и жениха, и начинали играть «свадьбу», причем исполнялись все свадебные этапы, от сватовства до венчания. Чуть всходило солнце, бабы снимали сарафаны, распускали волосы и бегали в таком виде по деревне, преследуемые париями; у не снявших одежду разрывали ворот рубахи или сдергивали пояса; девушки в это время свистели, плясали и пели.
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9593
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Сексуальные традиции на Руси
Особо следует остановиться на т.н «игрищах на день Ивана Купалы». В игрищах сходилась молодежь не только соседних сел, такие игрища носили поистине «космический размах». Гуляния охватывали большие пространства, сакральные центры (кладбище, храм), проходили на почитаемых природных «святынях» - берегах водоемов, лесных полянах. Обычно молодежь весь день играла в своем селе, а к вечеру уходила на коллективные сборища. В это время действовало правило обязательного выхода на игрище: уклонение могло навлечь беду не только на самого нарушителя, но и на весь молодежный коллектив; судя, например, по украинскому фольклору, группа, дабы избежать опасности, заклинала нарушителя:
«Котора не вийдя па Купайла,
Щоб вона сша и не встала».
Поведение молодежи в хороводе резко менялось с наступлением сумерек и отсутствием зрителей: парни хватали и бросали девушек наземь, задирали подолы, выносили из круга их на руках. К ночи хоровод разбивался на парочки, уходившие в укромные места. В целом община не контролировала отношения молодежи на игрищах, а родителя не имели права запрещать своим детям (особенно девушкам) в них участвовать: летний солнцеворот был поворотной точкой в игре молодежи, символизируя совершившийся переход девушки во взрослое состояние, дающий права на брачные отношения.
«Котора не вийдя па Купайла,
Щоб вона сша и не встала».
Поведение молодежи в хороводе резко менялось с наступлением сумерек и отсутствием зрителей: парни хватали и бросали девушек наземь, задирали подолы, выносили из круга их на руках. К ночи хоровод разбивался на парочки, уходившие в укромные места. В целом община не контролировала отношения молодежи на игрищах, а родителя не имели права запрещать своим детям (особенно девушкам) в них участвовать: летний солнцеворот был поворотной точкой в игре молодежи, символизируя совершившийся переход девушки во взрослое состояние, дающий права на брачные отношения.
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9593
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Сексуальные традиции на Руси
Конечно, прямых свидетельств подтверждающих существование неразборчивых отношений мы уже не находим, однако, существующие традиции, такие народные обряды как досветки и посиделки, способы заключения брака, включающие в себя элементы похищения и выкупа, свидетельствуют об этом и о последующей традиции заключения брака в своем кругу. На что указывает, например, существовавший в Украине обычай т.н. «подночевывания», когда парень, иногда даже двое или трое парней, оставались с девушкой до утра. Хотя официально считалось, что они сохраняли при этом целомудрие, практически дело зависело от их личного усмотрения. Строго запрещалась только связь девушки с парнем из чужой деревни.
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9593
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Сексуальные традиции на Руси
Л. Нидерле ссылаясь на Масуди указывает, что у древних славян, девушка, не имевшая возлюбленных, считалась в глазах мужа, с которым вступала в брак, менее ценной и он имел право ее прогнать. Многочисленными сетованиями на утрату девичей невинности наполнены церковные поучения первых времен и именно христианство вводит правило соблюдение моральной чистоты у незамужних женщин. Этот же автор, ссылаясь на источники Х-ХII веков, указывает, что участие даже замужних женщин в различных «эротических играх» устраиваемых молодежью, не являлось нарушением верности мужу. Не противоречит этому высказыванию и описание вышеизложенного земледельческого обычая данного Е.Р. Лепер, ну а если женщина, могла вести свободный сексуальный образ жизни, то мужчина, конечно же, еще меньше считался связанным в браке.
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9593
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Сексуальные традиции на Руси
Следует также указать на так называемые «вечерницы» - вечерние собрания, устраиваемые чаще всего в зимнее время и описанные многочисленными авторами. Суть вечерниц заключалась в том, что вечером примерно с 6 до 12 часов вечера молодежь устраивала т.н. вечера, когда молодые люди обоих полов собирались в каком-нибудь доме и совместно проводили время. Девушки при этом обычно выполняли повседневную «женскую» работу - пряли, вышивали, по свидетельству этнографов нередко такие «вечера» сопровождались достаточно вольными отношениями молодежи. Н.Ф. Сумцов отмечает следующее. Быть может вечерницы первоначально имели значение пробного брака и на них определялась годность женщины к деторождению, причем неспособные к супружеству и к деторождению, по исключительности своей физической природы, как негодные члены общины, падали в мнении древнего человека. Только мать, производительница домашней рабочей силы, пользовалась общественным уважением и, на определенной ступени культуры народа, только она могла иметь самостоятельный голос в решении семейных проблем. В немногих местностях вечерницы сохранили древнее значение пробного брака, являясь обломком глубокого древнего быта. В новгородских и псковских губерниях девицы, на таких собраниях, вменяют себе в честь иметь любовника, или как там говорят, дружня, что вовсе не мешает им потом выйти замуж.
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9593
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Сексуальные традиции на Руси
Сохранялись и сохраняются явные пережитки древних праздников с оргиями и группового брака также в некоторых свадебных и календарных обрядах. Например, на русском Севере в конце XIX- начале XX в. еще бытовали «скакания» и «яровуха», которые уже Стоглавый собор объявил «бесовскими». Их подробно описывает Т.А. Бернштам. «Скакания» (от глагола «скакать») происходили накануне венчания в доме жениха, куда молодежь, включая невесту, приходила «вина пить», после чего все становились в круг, обхватив друг друга за плечи, и скакали, высоко вскидывая ноги, задирая подолы юбок и распевая песни откровенно эротического содержания. Заканчивалось это групповое веселье сном вповалку.
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9593
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Сексуальные традиции на Руси
«Яровуха» (по имени языческого божества плодородия Ярилы) состояла в том, что после вечеринки в доме невесты вся молодежь оставалась там спать вповалку, причем допускалась большая вольность обращения, за исключением последней интимной близости. Это был типичный «свальный грех», форма группового секса. Описания подобных обычаев в этнографической литературе весьма противоречивы. Один из корреспондентов этнографического бюро князя В.Н. Тенишева писал в 1890-х годах о Пошехонском уезде Ярославской губернии, что хотя ныне такого обычая не существует, в старину, говорят, в некоторых глухих местах уезда, как, например, в Подорвановской волости, на деревенских беседах... были «гаски». Молодежь, оставшись одна, гасила лучину и вступала между собой в свальный грех». Н.Ф. Сумцов приводит пример достаточно свободных отношений имевших место в Ставропольской губернии: «... в день девичника, после пирушки, все ложатся спать, жених с невестою, а парубки с прочими девицами».
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9593
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Сексуальные традиции на Руси
Такие формы отношений наблюдались у славян повсеместно и не являлись чем-то аморальным или девиантным. Заслуживает так же внимания тот факт, что последующее писанное право, в частности польское, относило сексуальное посягательство, совершенное в доме, к более опасным посягательствам и наказывало строже, чем насилие совершенное в поле или лесу, где оно еще понималось как остаток древнего культа и связанных с ним эротических игр. Вероятно этим же обстоятельством объясняется практически полное отсутствие в русском светском писанном праве вплоть до XVII века, включительно, каких либо норм, регламентирующих ответственность за совершение насильственных сексуальных действий.
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9593
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Сексуальные традиции на Руси
Итак, беспорядочные сексуальные отношения были достаточно распространены и у славян, а подтверждений этому достаточно: от бытующих и описанных сексуальных обрядов, связанных с различными праздниками, в основе которых лежат языческие верования до земледельческих и свадебных традиций. Сексуальные отношения во многом отождествляются с плодородием, сменой времен года, носят животно- подражательный характер, что проявляется, например, в массовых танцах (плясках) без одежды и практиках группового секса или парного секса, но в присутствии других пар. Наблюдаются также свидетельства бытующих ранее неразборчивых отношений, которые обуславливают появление в дальнейшем матриархата.
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9593
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Сексуальные традиции на Руси
Анализ многочисленных молодежных половозрастных традиций и в частности обычая посиделок, позволяет нам высказать мнение о существовании у славян матриархальной организации семейно-брачных отношений. Прямых свидетельств о существовании у наших предков в прошлом подобной организации мы не имеем, но солидаризуемся в высказанным мнением Т.А. Бернштам о том, что поздний материал содержит ряд данных о посиделках как женской формы организации. К посиделкам обычно относят осенние или равневесенние собрания девушек и женщин с прядильно-ткацкими работами. Права, роль и поведение девушек в посиделочной семье были исключительными, как бы равными таковым же в мужской семье. Это выражалось в следующем. Во-первых, девушки занимали мужскую часть избы, парни находились на женских местах, выход на хозяйскую часть разрешался только с разрешения девушек, по особым правилам: можно было сесть к девушке на колени и переходить по коленям всех остальных; проситься под прялку и т.п., а в некоторых местностях парням нужно было даже проситься под окном на посиделку. Во-вторых, девушки предстают основными кормильцами семейного коллектива, варят пиво для ритуальных складчин; парни носят только «гостинцы». В-третьих, девушки заняты работой на посиделках, а парни бездельничают. Таким образом, символика статуса девичьей группы и форм полов на посиделке, - свидетельства об архаических переживаниях какой- то формы женской организации обособления полов, нарушавшейся лишь в брачных целях.
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9593
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Сексуальные традиции на Руси
Наличие матриархата у древних славян отмечали многочисленные исследователи: как правоведы, так и этнографы. М. Ковалевский одним из первых представил достаточно полный обзор пережитков матриархата, использую при этом летописи, фольклор и анализ обычаев: «...теория матриархата находит себе солидный базис в прошлой истории русской семье». Поддерживалась эта теория и позднее, в работах М.О. Косвеиа. Отголоски матриархальной организации можно найти в многочисленных исследованиях прошлого, так, например, матриархальную традицию можно усмотреть в широко распространенных ранее обычаях неравных браков, в тех случаях, когда жена значительно старше своего мужа. Обычай таких браков был достаточно распространен на Севере, а упоминания о них мы находим в источниках XVIII века и даже в более ранний период. М.В. Ломоносов, осуждая такие браки, писал, что «малолетних женят на взрослых девках, которые могли бы по летам быть матерями своих мужей». А.Я. Ефименко проанализировав письменные данные 1745 и 1765 годов приходит к мнению о том, что около двух третей браков в нижнедвинских волостях составляют неравные браки, в большинстве которых жены были намного старше своих мужей. Такое неравенство сохранилось на Севере и в XIX веке, женщина, бывало вспоминала, что «с печки снимала мужа, когда он уснет».
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9593
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Сексуальные традиции на Руси
Рассматривая традиционные, в современном понимании, формы заключения брака следует отметить широкую распространенность и известность как брака-похищением так и брака покупки невесты. Наиболее древним считается брак - похищение невесты женихом. Не вдаваясь в подробности описания такого брака отметим, что, как и у многих других народов, находящихся на схожей ступени развития, похищение невесты у славян могло быть как действительным, так и формальным, мнимым. Последнее случалось тогда, когда родители и невеста были согласны на брак еще до похищения. С течением времени сговор с невестой все чаще стал предшествовать ее уводу. Широко практиковался обряд похищения невесты «у воды», который совершался на праздниках в честь богини «женитвы» - Лады, на праздниках начинавшихся ранней весной, «на Красную горку», и продолжавшихся до середины лета - дня Ивана Купалы. Учитывая особенности и сложность данного обряда можно предположить, что многие похищенные таким образом девушки отнюдь не возражали против такого похищения, т.е. в данном случае этот обряд можно рассматривать как некую дань традиции. Т.А Бернштам указывает, что у зависимого населения (крепостных) этот обряд сохранялся и после принятия христианства, следы можно обнаружить в былинах, песнях и церковных документах XIII-XV веков.
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9593
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Сексуальные традиции на Руси
Наглядно иллюстрирует существующие сексуальные традиции у различных славянских племен Нестор, указывая и на обычаи похищения и брак-покупку невесты, а также языческие ритуалы игр, сопровождающиеся групповыми сексуальными действиями, которые уже (в писаный период права) рассматриваются как действия, предшествующие похищению: «Имяху бо обычаи свои, и закон отец своих и преданья, каждо свой нрав. Поляне бо своих отец обычай имуть кроток и тих... брачный обычаи имяху: не хожаше зять по невесту, по привожаху вечер, а заутра припошаху по пей что вдадуче. А друвляпе живяху зверипским бразом, живущее скотьски... и брака у них не бываше, но умикиваху у воды девица. И радимичи, и Вятичи, и Север один обычая имяху: живяху в лесах, якоже и всякий зверь, ядуще нечисто, и срамословие в них пред отьци и пред снохами, а браци не бываху в них, но игрища межю селы. Схожахуся на игрища, на плясанья, и на вся беовьская игрища, и ту умыкаху жены собе, спею же кто с вещащеся; имяху же по две и по три жены".
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9593
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Сексуальные традиции на Руси
Пример ассоциации имевшей место в первобытном обществе «охота-брак», «жених-охотник», «невеста-дичь», фаллос-стрела», «женское лоно-рана» имеет место и в славянских сказаниях. Красноречивым примером этому является сказка о Царевне-Лягушке. В колядовом репертуаре славян широко распространена сюжетная ситуация, в которой молодец охотится за ланью (лисице, серной), которая в последующем становится девицей. В русской свадебной лирике есть и более красноречивые примеры ассоциаций охоты-сексуальиых отношений, так стрела, выпущенная из лука обычно метит:
В серединное окошечко, на тесовую кроватушку,
На перинную перипочку...
Да под соболино одеялышко.
После попадания в «цель» такой стрелы невеста сетует о потери девичества:
Ужи прострелила да Громова стрела Уж мою-то грудь белую.
Уж и не наладиться мне да красной девушке Против старого да против прежнего^
Против прежнего да против девьего".
Н.Ф. Сумцов напрямую связывает стрелу в украинских песнях с древнерусским обычаем умыкания девушки-невесты, детально анализируя значение стрелы в свадебный обрядах он также указывает на следующие интересные обычаи: «в XVII веке в Московской области отец жениха приходил к невесте и острием стрелы подбирал ей волосы, которые невеста перед его приходом рассыпала на челе»; «в древней Руси после первой брачной ночи сорочку молодой поднимали стрелой»; «в старинных царских свадьбах в сеннике или спальне молодых по четырем углам втыкали по стреле и на каждой стреле вешали по сорока соболей». Указанный автор отождествляет символику стрелы с солнечным лучом, проходящим сквозь тучи, что служит, по его мнению, «актом брачного соединения солнца и земли».
В серединное окошечко, на тесовую кроватушку,
На перинную перипочку...
Да под соболино одеялышко.
После попадания в «цель» такой стрелы невеста сетует о потери девичества:
Ужи прострелила да Громова стрела Уж мою-то грудь белую.
Уж и не наладиться мне да красной девушке Против старого да против прежнего^
Против прежнего да против девьего".
Н.Ф. Сумцов напрямую связывает стрелу в украинских песнях с древнерусским обычаем умыкания девушки-невесты, детально анализируя значение стрелы в свадебный обрядах он также указывает на следующие интересные обычаи: «в XVII веке в Московской области отец жениха приходил к невесте и острием стрелы подбирал ей волосы, которые невеста перед его приходом рассыпала на челе»; «в древней Руси после первой брачной ночи сорочку молодой поднимали стрелой»; «в старинных царских свадьбах в сеннике или спальне молодых по четырем углам втыкали по стреле и на каждой стреле вешали по сорока соболей». Указанный автор отождествляет символику стрелы с солнечным лучом, проходящим сквозь тучи, что служит, по его мнению, «актом брачного соединения солнца и земли».
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9593
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Сексуальные традиции на Руси
Славянские народные песни обыкновенно называют жениха «ворогом» или «врагом». Во многих местностях России еще в ХIX веке родственники невесты, исполняя требования обычая, окружали ее со всех сторон и не подпускали к ней жениха.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что брак-похищением как и предшествующий ему матриархат, групповой брак и ограниченно территориально брак, имели место и в славянской сексуальной жизни. Многие социальные нормы до сих пор опосредуют современные сексуальные традиции и брачные церемонии. Дань прошлому проявляется в плохо или не в полностью осознаваемых желаниях и стремлениях соблюдать древние традиции и прежде всего такие как: «шутливое воровство невесты», «воровство туфли невесты», «обсыпание молодых рисом, бисером, конфетами», «свадебное путешествие».
Вышеизложенное позволяет утверждать, что брак-похищением как и предшествующий ему матриархат, групповой брак и ограниченно территориально брак, имели место и в славянской сексуальной жизни. Многие социальные нормы до сих пор опосредуют современные сексуальные традиции и брачные церемонии. Дань прошлому проявляется в плохо или не в полностью осознаваемых желаниях и стремлениях соблюдать древние традиции и прежде всего такие как: «шутливое воровство невесты», «воровство туфли невесты», «обсыпание молодых рисом, бисером, конфетами», «свадебное путешествие».
- Маркиза ангелов
- Администратор - Модератор
- Сообщения: 9593
- Зарегистрирован: 14 дек 2021, 15:43
Сексуальные традиции на Руси
Другим распространенным способом заключения брака у древних славян являлась покупка невесты у ее родственников. Некоторое время оба способа, вероятно, имели место одновременно, но постепенно брак-покупка вытеснил брак-похищение невесты, этот отход от обычая «умыкания», был зафиксирован даже в писанном праве, так постановление Ярослава Всеволдовича относит похищение уже к наказуемым деяниям: «Аще кто умчит девку или насилит, аже боярская дчи, за сором ей 5 гривен золота, а епископу 5 гривен золота, а меньших бояр гривна золота». Продажа невесты могла быть совершена отцом, матерью, а также главой рода или родового союза. Видимо, плата за невесту была связана с похищением и являлась следствием примирения жениха-похитителя с родом невесты, в результате которого жених за невесту отдавал выкуп. Поэтому не случайно у славян было распространено утверждение, что «тот, у кого родились две или три дочери - обогащается, тогда как имеющий двух-трех сыновей - делался бедняком. Вторичное распространение на Руси процедуры покупки невесты исследователи чаще всего связывают с влиянием монголо- татар. Эту точку зрения подтверждает и само название покупки - калым.