"Тройка мчится, тройка скачет, пыль летит из-под копыт!"

Аватара пользователя
Мадам Н. Д.
Писателка
Сообщения: 5918
Зарегистрирован: 18 дек 2021, 12:16

"Тройка мчится, тройка скачет, пыль летит из-под копыт!"

Сообщение Мадам Н. Д. »

В Новогодние праздничные дни в парках часто устраивают катания на лошадях, в том числе и на знаменитых русских тройках. Это красивое зрелище привлекает всех- и зрителей, и участников. Недаром, именно тройка, олицетворяющая удалую русскую душу, с легкой руки Николая Гоголя, стала символом России.
Три лошади, запряженные рядом, навсегда остались национальным символом, а крылатое выражение Николая Гоголя: "Какой же русский не любит быстрой езды?",- актуально и по сей день.
Вложения
wtoaYSctvYvSmuU8rYzb3B9hVm6tuePCPryLKNF5nd6otii1yDZy4Rk8qS_XnVzdcXgJ-Ehie3cBM4GDT0C23qiWtzTZAhVeLlYsRAVNYhlLw0EJ429cSVCiDYTV5nfw.jpg
wtoaYSctvYvSmuU8rYzb3B9hVm6tuePCPryLKNF5nd6otii1yDZy4Rk8qS_XnVzdcXgJ-Ehie3cBM4GDT0C23qiWtzTZAhVeLlYsRAVNYhlLw0EJ429cSVCiDYTV5nfw.jpg (57.91 КБ) 246 просмотров
Аватара пользователя
Мадам Н. Д.
Писателка
Сообщения: 5918
Зарегистрирован: 18 дек 2021, 12:16

"Тройка мчится, тройка скачет, пыль летит из-под копыт!"

Сообщение Мадам Н. Д. »

Приезжие иностранцы, впервые воочию увидевшие русскую тройку, летящую по мостовой, замирали в изумлении: такой красоты и головокружительной скорости нельзя было увидеть ни в одной стране мира. Память об этой уникальной знаменитой упряжке, благодаря живописным полотнам художников, сохранилась и сегодня.
Разыгрались чудо-кони,
Закусили удила...
Не сдержать их против воли.
Эх! гуляй...гуляй душа!
Вложения
ocr (3).jpg
ocr (3).jpg (50.06 КБ) 244 просмотра
ocr (2).jpg
ocr (2).jpg (55.22 КБ) 244 просмотра
Аватара пользователя
Мадам Н. Д.
Писателка
Сообщения: 5918
Зарегистрирован: 18 дек 2021, 12:16

"Тройка мчится, тройка скачет, пыль летит из-под копыт!"

Сообщение Мадам Н. Д. »

История возникновения тройной упряжки

По одной из версий идея упряжи в три лошади была позаимствована из былин и мифов северных народов относящихся к Илье Пророку. С древних времен в некоторых селениях русского Севера ежегодно в Ильин день местные жители устраивали ритуальные скачки на тройках, которые являлись символом огненной колесницы, что вознесла Илью на небо.

Первые упоминания о тройных упряжках появились в исторической летописи во второй половине 17 столетия, когда еще было принято в упряжь запрягать одну лошадь. Ну а ежели была необходимость в большем количестве лошадиных сил, то запрягали нескольких лошадей гуськом.


Появление парной упряжи лошадей «на отлет» стало предпосылкой появления тройной запряжки, которая не сразу прижилась и была крайне редким явлением на извечно плохих русских дорогах.
Однако со временем тройка приобрела широкую популярность и на рубеже 17-18 столетия стала успешно использоваться в почтовых целях, что значительно уменьшило сроки доставки почтовых отправлений и багажа.


Оценив неимоверную скорость, удивительную выносливость, большую грузоподъемность и хорошую проходимость, тройку официально узаконили и начали использовать не только для доставки почты. Ими перевозили госслужащих, курьеров и пассажиров, используя сани, тарантасы, кибитки, коляски. Однако тройку никогда не впрягали в упряжь карет.
Вложения
«Выезд царя Алексея Михайловича на смотр воинства в 1664 году». Автор: Н.Е.Сверчков
«Выезд царя Алексея Михайловича на смотр воинства в 1664 году». Автор: Н.Е.Сверчков
123.jpg (55.59 КБ) 241 просмотр
543.jpg
543.jpg (53.45 КБ) 241 просмотр
234.jpg
234.jpg (65.14 КБ) 241 просмотр
Аватара пользователя
Мадам Н. Д.
Писателка
Сообщения: 5918
Зарегистрирован: 18 дек 2021, 12:16

"Тройка мчится, тройка скачет, пыль летит из-под копыт!"

Сообщение Мадам Н. Д. »

Русская идея упряжки лошадей

В троечной упряжи все предусмотрено до мелочей, в ней нет ни одной лишней детали. Придуманная в России разноаллюрная запряжка троих лошадей являлась уникальной, не имеющей аналогов в мире. Она могла преодолеть большие расстояния на огромной для упряжи скорости - от 45 до 50 километров в час.

По центру упряжки впрягали "коренника"- сильную и крупную лошадь, которая должна была идти "четкой и быстрой рысью", а по бокам - "присяжных" лошадей, скачущих галопом и изогнувших головы в сторону.
Такая расстановка «лошадиных сил» в запряжке давала возможность лошадям развивать головокружительную скорость. Выходило так, что коренника как бы несли за собой пристяжные лошади.
Это и было секретом малой утомляемости и огромной скорости русских троек. Ну а ежели удалой кучер хотел немного "полихачить", он пускал коренника в галоп и тогда, казалось, что тройка летит над землей.
Вложения
с охоты.jpg
с охоты.jpg (57.96 КБ) 237 просмотров
почтовая тройка.jpg
почтовая тройка.jpg (36.37 КБ) 237 просмотров
876.jpg
876.jpg (62.3 КБ) 237 просмотров
Аватара пользователя
Мадам Н. Д.
Писателка
Сообщения: 5918
Зарегистрирован: 18 дек 2021, 12:16

"Тройка мчится, тройка скачет, пыль летит из-под копыт!"

Сообщение Мадам Н. Д. »

Байка об удалом русском ямщике.

До сих пор бытует история, которая гласит, что во времена царствования Екатерины Великой в Петербург пожаловал с визитом император Австрии Иосиф. Русская императрица решив удивить высокого гостя, захотела прокатить его на русской тройке в Москву.

Сразу же ко дворцу был доставлен самый удалой кучер с его лихой тройкой рысаков. И когда царица спросила у него: «Отвезешь императора в Москву за тридцать шесть часов?» Удалец, не задумываясь, дал таков ответ: «Довезу, матушка, его самого. Только не уверен, что довезу его душу».

Стоит заметить, что по тем временам добраться от Петербурга до Москвы на перекладных можно было лишь за двое-трое суток.

Не раз бывало так, что разогнавшись, тройка выходила из-под контроля, и кучеру было трудно справиться с сильными животными, не загубив себя,пассажиров и самих лошадей.
Вложения
156.jpg
156.jpg (71.45 КБ) 233 просмотра
19.jpg
19.jpg (59.42 КБ) 233 просмотра
1234.jpg
1234.jpg (48.34 КБ) 233 просмотра
Аватара пользователя
Мадам Н. Д.
Писателка
Сообщения: 5918
Зарегистрирован: 18 дек 2021, 12:16

"Тройка мчится, тройка скачет, пыль летит из-под копыт!"

Сообщение Мадам Н. Д. »

И здесь хочется еще раз вспомнить слова русского классика Н.В. Гоголя, который так описал образ России, сравнив ее с «птицей-тройкой»: "Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади... Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях?"
Вложения
34.jpg
34.jpg (92.12 КБ) 231 просмотр
376.jpg
376.jpg (41.8 КБ) 232 просмотра
Аватара пользователя
Мадам Н. Д.
Писателка
Сообщения: 5918
Зарегистрирован: 18 дек 2021, 12:16

"Тройка мчится, тройка скачет, пыль летит из-под копыт!"

Сообщение Мадам Н. Д. »

Отбор рысаков для тройной упряжи

Самыми лучшими русскими тройками считались подобранные в масть рысаки.
При том коренник обязательно должен был быть гораздо крупнее пристяжных.
А что касалось лучшей породы лошадей для тройки, то таковыми являлись рысаки вятской породы - некрупные и неказистые, но очень выносливые.
А вот тройку статных и крупных орловских лошадей могли себе позволить лишь богачи.

Лошади бежали разным аллюром: коренник мощной размашистой рысью, а пристяжные размеренным галопом, причем правая лошадь – галопом с левой ноги, когда левая передняя нога выносится дальше вперед, а левая лошадь – галопом с правой ноги, когда правая передняя нога выносится дальше вперед.
Лошади выбирают вид галопа на уровне инстинкта.
Этим они обычно уравновешивают грациозно повернутую в обратную сторону голову. Такое сочетание ездовой рыси и галопа смотрится очень красиво и гармонично.
Вложения
89.jpg
89.jpg (35.55 КБ) 230 просмотров
Аватара пользователя
Мадам Н. Д.
Писателка
Сообщения: 5918
Зарегистрирован: 18 дек 2021, 12:16

"Тройка мчится, тройка скачет, пыль летит из-под копыт!"

Сообщение Мадам Н. Д. »

С появлением в XVIII-м веке железных дорог и их быстрым развитием, ездовые упряжки, и в частности тройка, постепенно начали утрачивать свою лидирующую роль в почтовых и пассажирских перевозках.
Она сохранилась в основном в сельской местности, использовалась на свадьбах и массовых мероприятиях.
Начиная с двадцатого века русская тройка используется только в качестве экзотических видов развлечения для катания на разных гуляниях, выставках, ярмарках, а также в виде гоночных упряжек на различного вида конных состязаниях.
Вложения
356.jpg
356.jpg (68.14 КБ) 228 просмотров
Аватара пользователя
Жизнь-моя, когда хочу,
тогда и дура
Сообщения: 1868
Зарегистрирован: 19 дек 2021, 07:48
Откуда: Екатеринбург

"Тройка мчится, тройка скачет, пыль летит из-под копыт!"

Сообщение Жизнь-моя, когда хочу, »

Кони красивые какие!
Аватара пользователя
Мадам Н. Д.
Писателка
Сообщения: 5918
Зарегистрирован: 18 дек 2021, 12:16

"Тройка мчится, тройка скачет, пыль летит из-под копыт!"

Сообщение Мадам Н. Д. »

Украшение русской тройки

Украшение упряжи- это особая статья культа русской тройки, поэтому невозможно было себе представить коренника без дуги, украшенной позолотой. Немногим позже дуги украшали орнаментальной росписью или резьбой. Причем это носило не только эстетический характер, но и служило оберегом от злых сил, от дикого зверя и от разбойников.

Для этого использовалась резьба по дереву, декоративная роспись красками, отделка узорчатой тисненой кожей и, особенно часто, металлический набор на кожаной подкладке.
Металлические детали были литыми, имели различную форму, широко использовались в упряжках, прекрасно сочетаясь с кожей уздечек, шлей, седелок, шорок.
Детали выливались из меди с никелем или цинком, использовалась так же посеребренная медь, или чистое серебро.
Для украшения, упряжь снабжалась также большим количеством кистей. Их располагали обычно на уздах и шлеях, по бокам и впереди лошадей.
Очень богато украшали обычно дугу коренной лошади. Использовали для этого художественную роспись либо деревянную резьбу. Вырезали узоры, состоящие из геометрических фигур – кругов, ромбов, треугольников.
Вложения
Расписная дуга и хомут, фрагмент с картины художника Стожарова В. Ф. "Натюрморт с дугой", 1966 г.
Расписная дуга и хомут, фрагмент с картины художника Стожарова В. Ф. "Натюрморт с дугой", 1966 г.
987.jpg (57.17 КБ) 224 просмотра
Аватара пользователя
Мадам Н. Д.
Писателка
Сообщения: 5918
Зарегистрирован: 18 дек 2021, 12:16

"Тройка мчится, тройка скачет, пыль летит из-под копыт!"

Сообщение Мадам Н. Д. »

Для росписи предпочитали пользоваться золотой краской. Она должна была гореть на солнце и выделяться на любом фоне. Со временем на позолоту стало модно наносить тонкий графический узор при помощи черной или красноватой краски. Он представлял из себя хитросплетения растительного орнамента: листьев, цветов, стеблей, плодов.

Во второй половине девятнадцатого столетия на смену золоченым дугам пришли живописные. Это были настоящие произведения искусства. На них изображались крупные гроздья винограда красного и синего цветов, а также зелень трав. Контрастное сочетание цветов создавало сочную палитру, которая оживлялась белыми равномерными мазками-бликами. Такая дуга была видна издалека и очень украшала упряжку.

К сожалению, к концу XIX-го века роспись начала видоизменяться в худшую сторону. Дуги стали тоньше, соответственно места для росписи меньше, рисунок измельчал. В роспись наряду с гроздьями винограда и травами начали вносить изображения цветочных букетов, имеющих пеструю золотую, серебряную окраску, что делало роспись яркой и безвкусной.

В конце концов и эта роспись сошла на «нет». Дуги стали окрашивать в однотонные цвета, иногда для украшения во время праздников, их перевивали цветными лентами.
Вложения
1256.jpg
1256.jpg (64.17 КБ) 223 просмотра
98765.jpg
98765.jpg (125.11 КБ) 223 просмотра
Аватара пользователя
Мадам Н. Д.
Писателка
Сообщения: 5918
Зарегистрирован: 18 дек 2021, 12:16

"Тройка мчится, тройка скачет, пыль летит из-под копыт!"

Сообщение Мадам Н. Д. »

Колокольчик под дугой.

По мере развития и распространения почтовых и курьерских ездовых троек, возникла необходимость в специальных сигнальных устройствах.
Связано это было с двумя основными причинами.
Во-первых: основной задачей таких упряжек была быстрая доставка корреспонденции, поэтому скорость у них, по тем временам, была приличная, а правил дорожного движения не существовало. Во избежание столкновений быстро мчащейся повозки с людьми и экипажами, она должна была издавать достаточно громкий сигнал, чтобы освободить для себя дорогу.
Во-вторых: все по той же причине скорости доставки, времени на долгое пребывание тройки на почтовых станциях не было. Поэтому громкий, далеко слышный сигнал, должен был предупреждать персонал станции о приближающемся экипаже, с целью заблаговременной подготовки смены уставшим лошадям.
Поначалу, в качестве сигнального средства, ямщики использовали свист и молодецкий покрик, извещая прохожих о своем приближении.
Вложения
Почтовая тройка, фрагмент с картины художника Орловского А.О. "Путешествие в кибитке", 1819 г., Русский музей.
Почтовая тройка, фрагмент с картины художника Орловского А.О. "Путешествие в кибитке", 1819 г., Русский музей.
25.jpg (60.22 КБ) 222 просмотра
Аватара пользователя
Мадам Н. Д.
Писателка
Сообщения: 5918
Зарегистрирован: 18 дек 2021, 12:16

"Тройка мчится, тройка скачет, пыль летит из-под копыт!"

Сообщение Мадам Н. Д. »

Во времена Петра первого начались попытки ввести в России, распространенный в странах Западной Европы, в качестве звукового сигнального средства, почтовый рожок. Попытки эти закончились неудачей, несмотря на репрессивные меры в виде штрафов и телесных наказаний. Нововведение не прижилось, почтовый рожок лишь остался эмблемой российской почты.
Вложения
16.jpg
16.jpg (11.61 КБ) 221 просмотр
Аватара пользователя
Мадам Н. Д.
Писателка
Сообщения: 5918
Зарегистрирован: 18 дек 2021, 12:16

"Тройка мчится, тройка скачет, пыль летит из-под копыт!"

Сообщение Мадам Н. Д. »

Ближе к концу восемнадцатого века, в качестве сигнального средства, был предложен бронзовый колокольчик, маленькая копия, так распространенного на Руси, церковного колокола.
Он размещался под дугой, прямо над головой коренной лошади тройки. Его прочно привязывали к центру дуги мягким кожаным ремнем.
Во время движения язычок колокольчика, раскачиваясь из стороны в сторону и ударяя по стенкам, издавал звонкий мелодичный звук, слышимый издалека.
Такой колокольчик, расположенный под дугой, получил название поддужного, а так же ямского или почтового.
Вложения
22.jpg
22.jpg (94.28 КБ) 220 просмотров
Аватара пользователя
Мадам Н. Д.
Писателка
Сообщения: 5918
Зарегистрирован: 18 дек 2021, 12:16

"Тройка мчится, тройка скачет, пыль летит из-под копыт!"

Сообщение Мадам Н. Д. »

Поддужный колокольчик был предназначен для двух целей. Основной его функцией была, конечно же, сигнальная. Звонок колокольчика был слышен за две версты, что было очень удобно для предупреждения о приближении тройки. Вторая функция была чисто эстетическая. Курьерам, почтовым служащим и пассажирам приходилось очень много времени проводить в пути. Путешествие по огромным пространствам России было скучным и однообразным, занимало, иногда, много дней. Приятный же, мелодичный звонок колокольчика помогал путникам расслабиться. Ритмичный, нежный звук радовал слух, убаюкивал, помогая преодолевать большие расстояния.

Поддужный колокольчик – это чисто русское название, оно, также как и дуга, и тройка, принадлежит русской истории и нигде за пределами России больше не встречается. Именно поэтому, тройка и звон ее колокольчиков являются для иностранцев олицетворением удали русской души.
Вложения
33.jpg
33.jpg (142.77 КБ) 219 просмотров
Аватара пользователя
Мадам Н. Д.
Писателка
Сообщения: 5918
Зарегистрирован: 18 дек 2021, 12:16

"Тройка мчится, тройка скачет, пыль летит из-под копыт!"

Сообщение Мадам Н. Д. »

В XIX-м веке стало очень популярно ездить на тройке с колокольчиками.
Тройки стали заводить себе частные владельцы, в основном богатые люди. Производство колокольчиков стало возрастать.
Отливали их в основном в кустарных литейных мастерских, расположенных во многих городах и селениях России. Мощность их была небольшая, но так как они были многочисленны, то удовлетворяли возросший спрос.
Наиболее распространенным это производство стало в городе Валдай Новгородской губернии, который располагался на главном почтовом пути России Москва-Петербург, что было для него очень выгодно.
Произведенные здесь колокольчики называли валдайскими колокольчиками, поэтому все поддужные колокольчики часто называют именно так.

Примерно с начала XIX-го века мастера начали отмечать на колокольчиках год изготовления. Многие ставили, как бы, свое личное клеймо. На нем пропечатывалось имя мастера и место изготовления. Кроме этого часто мастера украшали свое произведение различного вида орнаментами, а так же изображениями одноглавого и двуглавого орла, святого Георгия Победоносца. Многие отливали на колокольчиках интересные крылатые фразы: «Купи, не скупись, езди, веселись», «Звенит – потешает, ездить поспешает», «Кого люблю, того дарю», «Дар Валдая» и другие.
Вложения
44.jpg
44.jpg (54 КБ) 217 просмотров
Аватара пользователя
Мадам Н. Д.
Писателка
Сообщения: 5918
Зарегистрирован: 18 дек 2021, 12:16

"Тройка мчится, тройка скачет, пыль летит из-под копыт!"

Сообщение Мадам Н. Д. »

Каждая тройка имела свое уникальное музыкальное сопровождение, а традиция использовать бубенцы с колокольчиками стала иметь под собой основу оберега от нечистых сил и недобрых людей. Поэтому катание новобрачных на тройках с бубенцами стало традиционным свадебным обрядом.

Использование колокольчиков всеми, кому захочется, при езде на тройке, имело и некоторые негативные последствия.
Это вносило неразбериху в работу почтовых станций. Служащие на станции часто не реагировали на звон колокольчика, думая, что едет частный владелец, а не почта, и бывали не готовы к ее приему, это приводило к задержкам почтовых и курьерских экипажей.
В ответ на постоянные жалобы почтового ведомства на любителей ездить со звоном, правительство неоднократно в XIX-м веке издавало указ с запретом на использование колокольчиков частными лицами. Разрешение выдавалось только для почтовых служащих и земской полиции и только исключительно во время работы и исполнения ими служебных обязанностей.
( Вам это ничего не напоминает??? Мигалки на важных машинах??)
Вложения
666.jpg
666.jpg (52.41 КБ) 211 просмотров
Аватара пользователя
Мадам Н. Д.
Писателка
Сообщения: 5918
Зарегистрирован: 18 дек 2021, 12:16

"Тройка мчится, тройка скачет, пыль летит из-под копыт!"

Сообщение Мадам Н. Д. »

В середине XIX-го века любители звонкой езды нашли новый способ обходить законы. Для звона начали использовать бронзовые бубенчики.
Их в больших количествах, в виде гирлянд, укрепляли на кожаных ошейниках. Ошейники надевали на шею лошади, причем уже не одной, а всех трех. Бубенчики издавали не такой сильный звук, как колокольчики, так как представляли из себя глухой полый шар с дробинкой внутри, в отличие от колокольчика, который был открыт, и имел язык большего размера по сравнению с дробинкой.
Для создания приятного гармоничного звука, бубенцы использовались в неограниченном количестве, при этом они специально подбирались по размерам, по тону звука, что приводило к созданию очень созвучного ряда, который при езде производил «согласный» звон.
Вложения
77.jpg
77.jpg (92.52 КБ) 210 просмотров
Аватара пользователя
Мадам Н. Д.
Писателка
Сообщения: 5918
Зарегистрирован: 18 дек 2021, 12:16

"Тройка мчится, тройка скачет, пыль летит из-под копыт!"

Сообщение Мадам Н. Д. »

В конце XIX-го века, с падением почтовой и курьерской роли тройки, правительство перестало издавать запрет на использование колокольчиков частными лицами. Именно тогда колокольчики стали применять в комбинации с бубенцами. От одного до трех колокольчиков размещали вместе с двадцатью-тридцатью бубенчиками, что создавало совершенно неповторимый по звучанию ансамбль, который получил название «ямская гармонь
Вложения
Памятник-фонтан почтовой тройке в городе Ленске
Памятник-фонтан почтовой тройке в городе Ленске
88.jpg (28.99 КБ) 209 просмотров
Аватара пользователя
Мадам Н. Д.
Писателка
Сообщения: 5918
Зарегистрирован: 18 дек 2021, 12:16

"Тройка мчится, тройка скачет, пыль летит из-под копыт!"

Сообщение Мадам Н. Д. »

Популярность троек не имела границ и всегда вызывала дух соревнования.
Поэтому, начиная с 1840 года в Москве на ипподроме начали устраиваться конные состязания.
А в 1911 году русскую тройку впервые увидели в Европе, а именно — в Лондоне на Всемирной выставке.
Во времена советской власти тройки для соревнований почти всегда составляли из орловских рысаков, которые выглядели невообразимо шикарно.

Русские тройки также были достойным презентом для высокопоставленных лиц многих государств. И по сей день соревнования, где участвуют русские тройки, очень зрелищны и популярны.
Вложения
11.jpg
11.jpg (60.28 КБ) 211 просмотров
100.jpg
100.jpg (43.16 КБ) 211 просмотров
Ответить

Вернуться в «Темы Мадам Н. Д.»