Мир накануне войны. Часть 4. Российская империя. Взлёт

Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2915
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Мир накануне войны. Часть 4. Российская империя. Взлёт

Сообщение Евдокия »

Мир накануне Первой мировой войны. Часть 4
Российская империя. Взлёт.

Когда стало известно о воинственных планах кайзера Вильгельма II в отношении России, Правительство Российской Империи и дипломаты делали всё, чтобы снизить воинственный накал Берлина. Однако все понимали, что война неизбежно и к ней нужно готовиться.
И Россия готовилась.
В этой теме мы поговорим о Российской империи. Рассмотрим, какие преобразования произошли в России в царствование Николая II. Именно осуществление этих реформ позволило экономистам говорить о русском экономическом чуде 1909-1913 годов. В прошлой теме мы увидели, что небывалый подъём промышленности, развитие науки, экономики, вооружённых сил Российской Империи пугал политическое и военное руководство Германии и Австро-Венгрии.
Какой же была Российская империя в 1909-1914 годах накануне Первой мировой войны?
Тема очень объёмная, поэтому разделю её на несколько частей.
.
1.jpg
1.jpg (154.41 КБ) 186 просмотров

Краткое содержание прошлых тем:
Часть 1. Боснийский кризис. Боснийский кризис 1908 года показал, что Германия и Австро-Венгрия упорно стоят на пути эскалации военной напряжённости
https://форум-дети.рф/viewtopic.php?f=94&t=3039
Часть 2. Балканский союз. Балканский союз, созданный под эгидой Российской империи в 1912 году, из-за эгоистических амбиций союзников развалился, тем самым позиции России на Балканах были ослаблены и балканские государства оказались перед прямой угрозой двух германских держав.
https://форум-дети.рф/viewtopic.php?f=94&t=3123)
Часть 3. Германская империя. Противостояние. Во второй половине XIX века, после объединения немецких земель, в Германии сложилась идея «Срединной Европы» во главе с Берлином. Для увеличения своего «жизненного пространства» немцы провозгласили экспансию большей части Западноевропейской России. Началось вооружение Германии. Большая война стала неизбежной.
https://форум-дети.рф/viewtopic.php?f=94&t=3184
Придется тебя отправить в сепулярий на сепуление. Без сепульки со свистком не возвращайся!
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2915
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Мир накануне войны. Часть 4. Российская империя. Взлёт

Сообщение Евдокия »

— Политика царя была трусливая и велоромная...
— Какая?
— Велоромная!
— Вероломная. То есть ломающая веру, предательская. Дальше.
— От страха за свое царское положение царь выпустил манифест. Он там наобещал народу райскую жизнь...
— А точнее?
— Ну, свободы всякие... слова, собраний... Всё равно ведь он ничего не сделал, что обещал, зачем же вранье-то пересказывать? Потом царь показал свою гнусную сущность и стал править по-старому. Он пил рабочую кровь, и никто ему не мог ничего сказать... Вообще после Петра Первого России очень не везло на царей — это уже моё личное мнение...
Так школьник Сыромятников (актёр Юрий Чернов) в фильме «Доживём до понедельника» рассказывал на уроке истории о политике Николая II:

.
Придется тебя отправить в сепулярий на сепуление. Без сепульки со свистком не возвращайся!
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2915
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Мир накануне войны. Часть 4. Российская империя. Взлёт

Сообщение Евдокия »

Со школы мы помним о двух главных реформах царствования Николая II. Это денежная реформа Витте и аграрная реформа Столыпина.
Но…
В исторической науке, да и в общественном сознании, преобразования и реформы, осуществлённые в монархических государствах, принято связывать с личностью царствующего в то время монарха. Никому в голову не придёт преобразования Петра Великого, Екатерины II, Александра I, Николая I или Александра II называть реформами Меншикова, Потёмкина, Сперанского, Канкрина и Киселёва, Лорис-Меликова или Милютина. Существуют исторические понятия: «Петровские преобразования», «Екатерининский век», «Великие реформы Александра II». Знаменитый «Кодекс Наполеона» никто не называет «Кодексом Франсуа Тронше» или «Кодексом Жана Порталиса», хотя все эти люди были непосредственными исполнителями.

Петр I, Екатерина II, Александр I
Петр I, Екатерина II, Александр I.jpg
Петр I, Екатерина II, Александр I.jpg (120.42 КБ) 183 просмотра
Николай I. Александр II, Александр III
Николай I, Александр II, Александр III.jpg
Николай I, Александр II, Александр III.jpg (99.67 КБ) 183 просмотра
Придется тебя отправить в сепулярий на сепуление. Без сепульки со свистком не возвращайся!
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2915
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Мир накануне войны. Часть 4. Российская империя. Взлёт

Сообщение Евдокия »

Но как только речь заходит о царствовании Николая II, почему-то используют термины «денежная реформа Витте», «аграрная реформа Столыпина». Между тем сами Витте и Столыпин неизменно называли эти преобразования реформами Императора Николая II.
С.Ю. Витте говорил о денежной реформе 1897 года: «Россия металлическим золотым обращением обязана исключительно Императору Николаю II».
П.А. Столыпин 6 марта 1907 года, выступая в Государственной думе, сказал: «Правительство задалось одной целью – сохранить те заветы, те устои, те начала, которые были положены в основу реформ Императора Николая II».

Николай II. С.Ю. Витте. П.А. Столыпин
Николай II, С.Ю. Витте, П.А. Столыпин.jpg
Николай II, С.Ю. Витте, П.А. Столыпин.jpg (110.55 КБ) 182 просмотра
Придется тебя отправить в сепулярий на сепуление. Без сепульки со свистком не возвращайся!
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2915
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Мир накануне войны. Часть 4. Российская империя. Взлёт

Сообщение Евдокия »

Историю пишут победители.
При насильственной смене власти последующее правление всегда негативно отзывалось о свергнутых предшественниках. Так английский король Ричард III Йоркский при Генрихе VII Тюдоре стал беспринципным злодеем, французский король Людовик XVI Бурбон после Великой Французской революции и гильотины – безвольным глупцом, Пётр III Фёдорович с лёгкой руки супруги Екатерины II, которая его свергла, превратился в пьяницу и дурака. Советская власть не жаловала всех императоров Российской Империи, но больше всего досталось Николаю I (тему о нём я делала на Детях) и Николаю II. И если первый получил ярлыки «Николай Палкин», «жандарм Европы», «душитель свободы», то второй от последующих поколений получил уничижительную ненависть и превратился в «слабовольного правителя», «Николашку кровавого», «тирана», проигравшего две войны («авантюрную» русско-японскую и «чуждую» Первую мировую) и свергнутого народом за то, что при нём «верхи не могли, а низы не хотели».
.
Карикатура начала ХХ века.jpg
Карикатура начала ХХ века.jpg (155.49 КБ) 181 просмотр
Придется тебя отправить в сепулярий на сепуление. Без сепульки со свистком не возвращайся!
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2915
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Мир накануне войны. Часть 4. Российская империя. Взлёт

Сообщение Евдокия »

Однако детальное и непредвзятое изучение хода реформ в России в начале ХХ века, которые привели к экономическому чуду 1909-1913 годов (о котором писали западные экономисты и которое так напрягло правящие круги Европы), неопровержимо доказывает, что именно Николай II являлся их главным инициатором и убеждённым сторонником. Вот как пишет о Николае II доктор ист.н. В.Л. Степанов: «Император не принадлежал к числу охранителей-традиционалистов, которые искали идеалы только в прошлом. Он обладал своеобразными консервативно-либеральными взглядами и принадлежал к сторонникам модернизации России. Почитая память отца, молодой Монарх преклонялся перед дедом – Царём-Освободителем Александром II. Николай II очень много воспринял от Бунге*. Как и его наставник, Самодержец считал, что реформы должны проводиться постепенно, с учётом национальных и исторических особенностей России».

Николай II
Николай II. парадный портрет.jpg
Николай II. парадный портрет.jpg (86.31 КБ) 180 просмотров
.
* Николай Христианович Бунге – экономист, министр финансов (1881-1886) и председатель Комитета министров, ординарный профессор и ректор Университета Святого Владимира в Киеве. Был преподавателем у двух наследников престола. В 1863-1864 годах преподавал теорию финансов и политической экономии цесаревичу Николаю Александровичу, сыну императора Александра II (цесаревич Николай Александрович умер в 1865 году). В 1887-1889 годах Н.Х. Бунге преподавал политическую экономию, статистику и финансы цесаревичу Николаю Александровичу, сыну императора Александра III (будущему императору Николаю II).
.
Бунге Н.Х..jpg
Бунге Н.Х..jpg (78.82 КБ) 180 просмотров
Придется тебя отправить в сепулярий на сепуление. Без сепульки со свистком не возвращайся!
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2915
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Мир накануне войны. Часть 4. Российская империя. Взлёт

Сообщение Евдокия »

Николай II не отказывался от преобразований даже в условиях революции 1905-1907 годов. При этом Государь прекрасно разбирался в вопросах той стороны жизни, которую он собирался реформировать. Заместитель министра внутренних дел С.Е. Крыжановский вспоминал: «Меня поражала лёгкость, с которой Государь, не имевший специальной подготовки, разбирался в сложных вопросах избирательной процедуры как у нас, так и в западных странах, и любознательность, которую он при этом проявлял».
Американский генерал Нельсон Майлс докладывал о своей беседе с Николаем II: «Он весьма заинтересован в развитии своей страны, особенно обширных диких пространств Сибири, условия которой очень напоминают наш собственный Запад некоторое время назад. <…> я обнаружил, что он хорошо знаком с историей развития нашего Запада и преимуществ, принесённых туда развитием железных дорог, и он надеется последовать нашему примеру разделения незанятых земель на небольшие участки и раздачи их переселенцам, чтобы создать нацию патриотических домовладельцев, похожую на нашу».
.
Николай II фото.jpg
Николай II фото.jpg (89.74 КБ) 179 просмотров
Придется тебя отправить в сепулярий на сепуление. Без сепульки со свистком не возвращайся!
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2915
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Мир накануне войны. Часть 4. Российская империя. Взлёт

Сообщение Евдокия »

Так сколько реформ было проведено в правление Николая II?


При Николае II было осуществлено в общей сложности преобразований больше, чем при Петре Великом и при Александре II.
Достаточно перечислить главные из них:
1. Введение винной монополии
2. Денежная реформа
3. Реформа образования
4. Отмена крестьянской «круговой поруки»
5. Судебная реформа
6. Реформа Государственного управления (учреждение Государственной Думы, Совета министров и т.д.)
7. Закон о веротерпимости
8. Введение гражданских свобод
9. Аграрная реформа
10. Военная реформа
11. Реформа здравоохранения.
Все реформы прошли практически безболезненно для большей части населения Российской Империи. Т.е. грандиозные реформы и преобразования были проведены без гибели и обнищания миллионов людей.
Именно в царствование Николая II были запрограммированы, начаты или осуществлены все «великие стройки коммунизма», которые большевики ставили себе в заслугу: электрификация всей страны, БАМ, освоение Дальнего Востока, строение крупнейших железных дорог, строительство крупнейших на тот период ГЭС, основание незамерзающего порта за полярным кругом и т.д.

Николай II
Николай II с бумагами.jpg
Николай II с бумагами.jpg (157.5 КБ) 178 просмотров
Придется тебя отправить в сепулярий на сепуление. Без сепульки со свистком не возвращайся!
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2915
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Мир накануне войны. Часть 4. Российская империя. Взлёт

Сообщение Евдокия »

Железные дороги.
В 1891 году император Александр III принял решение о начале строительства Великого Сибирского железнодорожного пути. В апреле 1891 года Император известил Цесаревича, возвращающегося из большого путешествия, чтобы он нынче приступил к постройке «сплошной, через всю Сибирь, железной дороги, имеющей цель соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений <…> Вместе с этим возлагаю на Вас совершение во Владивостоке закладки, разрешённого к сооружению за счёт казны и непосредственным распоряжением правительства, Уссурийского участка великого сибирского рельсового пути».
11 мая 1891 года Цесаревич Николай прибыл во Владивосток. Здесь началось осуществление главной задачи его путешествия. Связанной с основанием Великой Сибирской железной дороги. Здесь он символически поучаствовал в закладке рельсового пути.

Панорама Владивостока во время визита в город Цесаревича Николая
Владивосток.jpg
Владивосток.jpg (108.25 КБ) 177 просмотров
Владивосток. Место закладки.jpg
Владивосток. Место закладки.jpg (119.13 КБ) 177 просмотров

Закладка Транссиба. Цесаревич Николай везёт первую тачку земли. Владивосток, 1891 год.
Владивосток. Закладка.jpg
Владивосток. Закладка.jpg (162.12 КБ) 177 просмотров
Придется тебя отправить в сепулярий на сепуление. Без сепульки со свистком не возвращайся!
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2915
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Мир накануне войны. Часть 4. Российская империя. Взлёт

Сообщение Евдокия »

В 1892 году был создан Комитет Сибирской железной дороги, который возглавил цесаревич Николай Александрович. Александр III написал сыну: «Да поможет Вам Всевышний осуществить предприятие, столь близко принимаемое Мною к сердцу, совместно с теми предположениями, которые должны способствовать заселению и промышленному развитию Сибири. Твёрдо верю, что Вы оправдаете надежды Мои и дорогой России».
В Комитет входили крупнейшие государственные чиновники Империи: министры внутренних дел граф Д.А. Толстой, военный генерал П.С. Ванновский, государственных имуществ М.Н. Островский, финансов С.Ю. Витте, путей сообщения А.К. Кривошеиин, государственный контролёр Т.И. Филиппов. В день назначения Николай записал в дневнике: «Это дело великой важности меня глубоко занимает, и я примусь со рвением к его исполнению».
С.Ю. Витте вспоминал: «Наследник Цесаревич очень увлёкся этим назначением, принял его близко к сердцу; когда он сделался Императором, то сохранил за собой звание председателя Сибирского комитета и всё время интересовался этим делом. <…> Я должен сказать, что когда Наследник стал председателем Комитета, то уже через несколько заседаний было заметно, что он овладел положением председателя, что, впрочем, нисколько не удивительно, так как Император Николай II – человек, несомненно, очень быстрого ума и быстрых способностей».

В 1891 году началось строительство Уссурийской железной дороги, в 1892 году – Западно-Сибирской железной дороги, а в 1893 – Средне-Сибирской железной дороги.
.
Великий сибирский рельсовый путь.jpg
Великий сибирский рельсовый путь.jpg (218.42 КБ) 176 просмотров
Придется тебя отправить в сепулярий на сепуление. Без сепульки со свистком не возвращайся!
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2915
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Мир накануне войны. Часть 4. Российская империя. Взлёт

Сообщение Евдокия »

Первой крупной отставкой, которую произвёл молодой Император Николай II, вступив на престол, была отставка от должности министра путей сообщения А.К. Кривошеина. Министра обвинили в том, что он поставлял материалы для строительства железных дорог из своих лесов по завышенным ценам, санкционировал строительство одной из железнодорожных веток на своих землях с целью получения компенсации, кроме того у министра была «слабость» расходовать казённые деньги на личные нужды. Проведённое расследование подтвердило факты злоупотреблений. С.Ю. Витте писал: «Это был первый случай, когда молодому Императору, через два месяца после вступления на престол, пришлось встретиться с фактами, так сказать, злоупотребления министров; поэтому совершенно естественно, что это возмутило молодого Государя, который сам, по своей натуре, человек весьма честный. В то время он был ещё совсем молодым, не имел случая ещё видеть и свыкнуться с людской грязью, а поэтому факт этот особенно на него подействовал, и он уволил Кривошеина совсем от службы».

Министр путей сообщения (1892-1894) Аполлон Константинович Кривошеин
А.Н. Кривошеин.jpg
А.Н. Кривошеин.jpg (79.73 КБ) 175 просмотров
Придется тебя отправить в сепулярий на сепуление. Без сепульки со свистком не возвращайся!
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2915
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Мир накануне войны. Часть 4. Российская империя. Взлёт

Сообщение Евдокия »

Новым министром путей сообщений стал М.И. Хилков, который ранее был Главным инспектором российских железных дорог.
При М.И. Хилкове протяжённость железных дорог России за 10 лет выросла с 35 до 60 тыс. км, а их грузооборот удвоился. Ежегодно вводилось около 2,5 тыс. км железнодорожных путей, невиданный результат за всю историю России, и около 500 км автомобильных дорог.
В 1895 году началось строительство Забайкальской дороги, в 1897 году - строительство Китайско-восточной железной дороги (КВЖД), в 1905 – Кругобайкальской дороги, в 1906 – Амурской дороги.
В 1904 году американский журнал Scientific American назвал строительство Транссиба самым выдающимся техническим достижением рубежа веков.
В 1906 году началось обсуждение проекта «Второго Транссиба», который фактически должен был проходить по современной Байкало-Амурской магистрали (БАМу).
В 1906 году начались забастовки на железной дороге, и министр Хилков ушёл в отставку. Строительство железных дорог приостановилось.

Министр путей сообщения (1895-1905) Михаил Иванович Хилков
М.И. Хилков.jpg
М.И. Хилков.jpg (86.36 КБ) 174 просмотра
.
Первый вагон Уссурийской железной дороги
Первый вагон Уссурийской жд.jpg
Первый вагон Уссурийской жд.jpg (125.68 КБ) 172 просмотра


Владивосток. Железнодорожный вокзал
Владивосток. Жд вокзал.jpg
Владивосток. Жд вокзал.jpg (207.45 КБ) 172 просмотра
Придется тебя отправить в сепулярий на сепуление. Без сепульки со свистком не возвращайся!
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2915
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Мир накануне войны. Часть 4. Российская империя. Взлёт

Сообщение Евдокия »

В 1909 году министром путей сообщения назначен С.В. Рухлов (происходил из удельных крестьян!). При нём прокладка железных дорог повышается до почти 5 вёрст в год. В 1913 году эксплуатационная длина сети составила 58,5 тыс. км. Повысилась и пропускная способность железных дорог.
Для сравнения: в 1910-1916 годы протяжённость железных дорог в Европе возросла, причём Италия увеличила рельсовую сеть на 7,6%, Голландия – на 6,4%, Германия – на 6,3%, Австро-Венгрия - на 4,1%, Бельгия – на 3,6%, Англия – на 2,8%, Россия – на 22,6%, США – на 7,9%. При этом железнодорожные пассажирские перевозки в России были самыми дешёвыми и комфортабельными в мире.
Благодаря чёткой работе железных дорог мобилизация в России в связи с началом Первой мировой войны прошла в установленные сроки.

Министр путей сообщения (1909-1915) Рухлов Сергей Васильевич
Рухлов С.В..jpg
Рухлов С.В..jpg (59.9 КБ) 171 просмотр
.
Строительство железной дороги
Строительство жд.jpg
Строительство жд.jpg (244.78 КБ) 171 просмотр
Придется тебя отправить в сепулярий на сепуление. Без сепульки со свистком не возвращайся!
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2915
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Мир накануне войны. Часть 4. Российская империя. Взлёт

Сообщение Евдокия »

Незамерзающий порт за полярным кругом
Ещё при Александре III возник проект строительства военно-морской базы в Мурмане. Предполагалось военно-морскую базу устроить в Екатерининской гавани Баренцева моря, провести к ней от Петербурга двухколейную железную дорогу, построить на Мурмане мощную электростанцию.
В 1894 году Великий князь Константин Константинович писал: «Русские люди давно подумывают о гаванях Мурмана как незамерзающих, а потому удобных для военного порта. Морское министерство, пренебрегая незаменимыми качествами мурманских гаваней, строит порт в Либаве, упуская из виду, что Балтийское море во всякое время может быть заперто нашими врагами, и русские военные суда будут обречены на бездействие».
Была создана комиссия, которая заключила, что «… Мурманский берег является местом почти совершенно незаселённым. Устройство военного порта в подобной местности потребовало бы от государства огромных денежных затрат. Если на Мурмане создадутся экономические интересы, если он населится, разовьёт свои промыслы, торговлю, то, несомненно, вслед за экономическими интересами явятся и заботы об охране этих интересов, как со стороны военного ведомства, так и со стороны морского. Начинать же с устройства военного порта – рискованно и преждевременно» (заключение представителя военного министерства генерал-майора В.У. Сологуба)
Пока продолжалось строительство военного порта в Либаве на Балтике, в Екатерининской гавани Баренцева моря было решено построить коммерческий порт, который дал бы возможность развивать край. В апреле 1896 году Государственный Совет ассигновал на сооружение порта на Мурмане 400 тыс. руб., причём 135 тыс. выделялось сразу для начала работ.
.
Алексаедровск на Мурмане 2.jpg
Алексаедровск на Мурмане 2.jpg (147.6 КБ) 170 просмотров
Алексаедровск на Мурмане.jpg
Алексаедровск на Мурмане.jpg (178.56 КБ) 170 просмотров
Придется тебя отправить в сепулярий на сепуление. Без сепульки со свистком не возвращайся!
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2915
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Мир накануне войны. Часть 4. Российская империя. Взлёт

Сообщение Евдокия »

7 июня 1899 года Николай II утвердил мнение Государственного Совета: «Городскому поселению и порту при Екатерининской гавани присвоить название «Александровск», а Кольский уезд в нынешних его границах переименовать в Александровский». В новом административном центре края были построены шесть домов для частных поселенцев, общественные бани, аптека при больнице и флигель для медицинского персонала, здание для машин электрического освещения, водопровод, дамба, гостиница, здания полицейского управления, камера мирового судьи, арестный дом. После создания на Мурмане инфраструктуры Государь вновь вернулся к мысли создания там военно-транспортного порта, создание которого произошло уже в ходе Первой мировой войны.

Александровск на Мурмане
(ныне город Полярный)
Алексаедровск на Мурмане 4.jpg
Алексаедровск на Мурмане 4.jpg (170.68 КБ) 169 просмотров
Алексаедровск на Мурмане 3.jpg
Алексаедровск на Мурмане 3.jpg (127.88 КБ) 169 просмотров
Мурман.jpg
Мурман.jpg (205.18 КБ) 169 просмотров
Придется тебя отправить в сепулярий на сепуление. Без сепульки со свистком не возвращайся!
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2915
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Мир накануне войны. Часть 4. Российская империя. Взлёт

Сообщение Евдокия »

Железная дорога на Мурмане, которая завершила планируемый Николаем II «великий путь России от океана к океану — от Владивостока и Порт-Артура до Архангельска и Мурманска» в кратчайшие сроки была построена уже в годы Первой мировой войны - в 1915-1916 годах.
В это же время на берегу Кольского залива для приёма союзнических судов был выстроен торговый порт, вступивший в строй в 1915, а в 1916 был основан и новый город — Романов-на-Мурмане (ныне Мурманск).

Так начинался Мурманск – Романов на Мурмане, 1916 год
Романов на Мурмане.jpg
Романов на Мурмане.jpg (156.27 КБ) 168 просмотров
Романов на Мурмане 2.jpg
Романов на Мурмане 2.jpg (162.46 КБ) 168 просмотров
Придется тебя отправить в сепулярий на сепуление. Без сепульки со свистком не возвращайся!
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2915
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Мир накануне войны. Часть 4. Российская империя. Взлёт

Сообщение Евдокия »

Денежная реформа
В конце XIX века в мировой финансовой сфере начались процессы – предшественники современной глобализации. В связи с громадным ростом товарного обращения и развитием кредита большинство государств (Великобритания, Германия, Франция, Австро-Венгрия, США, Бельгия, Швейцария, Италия) перешли к единой золотовалютной системе, основой которой стала золотая денежная единица.
Россия, ставившая перед собой цели быстрого экономического роста, не могла остаться в стороне. Денежная реформа готовилась в России достаточно долго и заняла в целом около 15-17 лет.
Предыдущая денежная реформа была осуществлена при императоре Николае I в 1839-1843 годах. Занималось реформой Министерство финансов во главе с графом Е.Ф. Канкриным. В результате реформы серебряный рубль стал «законною мерою всех обращающихся в государстве денег», ассигнации, без меры выпущенные в правление Екатерины II, были изъяты из обращения, бюджет, наконец, стал бездефицитным, а Россия получила финансовую независимость.
Однако две войны – Крымская и Русско-турецкая 1877-1878 годов разрушила шаткое благополучие финансовой системы России. Деньги снова обесценились. Размен бумажных денег на золото и серебро был приостановлен ещё со времён Крымской войны; курс кредитного рубля (на золото) снова сильно упал во время войны 1877-1878 годов. В 1880-е годы он подвергался значительным колебаниям, опускаясь до 50 копеек за рубль. Россия отвыкла от металлического обращения; счёт вёлся обычно на кредитные рубли, к которым приспособилась и разменная монета (медь и неполноценное серебро). Не только золота, но и серебра почти не было в обращении. Только таможенные пошлины исчислялись в золотых рублях.

Смоленский рынок в Москве
Смоленский рынок в Москве.jpg
Смоленский рынок в Москве.jpg (168.04 КБ) 167 просмотров
.
Железные ряды на Ново-Александровском рынке в Петербурге
Ново-Александровский рынок в Петербурге.jpg
Ново-Александровский рынок в Петербурге.jpg (150.39 КБ) 167 просмотров
Текстильный рынок на ярмарке в Нижнем Новгороде
Ярмарка в Нижнем Новгороде.jpg
Ярмарка в Нижнем Новгороде.jpg (141.06 КБ) 167 просмотров
Придется тебя отправить в сепулярий на сепуление. Без сепульки со свистком не возвращайся!
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2915
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Мир накануне войны. Часть 4. Российская империя. Взлёт

Сообщение Евдокия »

Неустойчивая отечественная валюта не ценилась на мировом рынке. Она не имела точного соотношения с валютами других стран, представляла значительные неудобства. За иностранные товары и капиталы приходилось платить дороже, т.к. к нормальной цене прибавлялась ещё премия за риск. В то же время колебания курса создавали осложнения и для русского экспорта: от цены кредитного рубля на иностранных биржах могли зависеть прибыльность или убыточность сделок по продаже русского хлеба и других товаров.
Требовались радикальные меры.

Суть денежной реформы 1895-1897 годов:
• Укрепление бумажного рубля металлическим;
• Переход на золотой стандарт (по опыту западных стран);
• Ввод в обращение новых золотых монет;
• Установление единого курса обмена бумажных денег на золотые монеты.

Работа в этом направлении началась ещё в царствование Александра II в конце 1870-х годов министром финансов Михаилом Христофоровичем Рейтерном (1862-1878). Дальше работу продолжили при Александре III министры финансов Николай Христианович Бунге (1881-1886) и Иван Алексеевич Вышнеградский (1887-1892). Все они держали курс на переход к золоту, как основному расчётному средству.

М.Х.. Рейтерн. Н.Х. Бунге. И.А. Вышеградский
Министры финансов РИ.jpg
Министры финансов РИ.jpg (100.16 КБ) 166 просмотров
Придется тебя отправить в сепулярий на сепуление. Без сепульки со свистком не возвращайся!
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2915
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Мир накануне войны. Часть 4. Российская империя. Взлёт

Сообщение Евдокия »

Работу по реформе денежной системы продолжил и Сергей Юльевич Витте.
В Правительстве обсуждение реформы приняло нешуточный накал страстей. Несмотря на развитие промышленности, Россия оставалась преимущественно аграрной страной, чью основную долю экспорта составляло зерно. Экспортерам зерна был выгоден низкий курс рубля относительно ведущих мировых валют того времени. Оплотом аграриев в Правительстве был Государственный совет, члены которого и вставляли палки в колеса предложениям Витте.
В феврале 1895 года Витте со своими предложениями по реформе обратился напрямую к молодому Императору Николаю II (который царствовал всего несколько месяцев – с 20 октября 1894 года). Император одобрил его инициативу и приказал приступать к реализации без одобрения Госсовета.
Сама реформа была осуществлена в 1897 году. С.Ю. Витте писал: «Я имел за собою доверие Его Величества, и благодаря его твёрдости и поддержке мне удалось провести эту величайшую реформу. Эта одна из реформ, которые, несомненно, будут служить украшением царствования императора Николая II. В сущности, я имел за собой только одну силу, но силу, которая сильнее всех остальных – доверие Императора, а потому, я вновь повторяю, что Россия металлическим золотым обращением обязана исключительно императору Николаю II».

Николай II. С.Ю. Витте
Николай II и Витте.jpg
Николай II и Витте.jpg (95.38 КБ) 165 просмотров
Придется тебя отправить в сепулярий на сепуление. Без сепульки со свистком не возвращайся!
Аватара пользователя
Евдокия
Муза Всего Понемножку
Сообщения: 2915
Зарегистрирован: 14 дек 2021, 16:10

Мир накануне войны. Часть 4. Российская империя. Взлёт

Сообщение Евдокия »

Основой русской денежной системы стал золотой рубль. Он приравнивался к 0,77 г чистого золота. Во внутреннее обращение вводились монеты 5- и 10-рублёвого достоинства. Золотые монеты имели свободное хождение наравне с бумажными кредитными билетами. Стабильность золотого рубля имела в своём основании солидный финансовый фундамент: золотой запас Российской империи в 1897 году превысил 1 млрд. рублей.
Реформа была осуществлена без замены денежных знаков и без перерасчёта цен. Это позволило, по словам Витте, совершить «реформу так, что население России совсем не заметило её, как будто бы ничего, собственно, не изменилось».
В результате проведённой денежной реформы Россия вместо обесценивающихся бумажных денег получила устойчивую денежную единицу. В стране начался рост деловой активности. Темпы развития отечественной промышленности в 1890-х годах составили 10-12% в год. Широко распространившееся ипотечное кредитование составило 6-6,5%.
.
Пореформенные 5 рублей.jpg
Пореформенные 5 рублей.jpg (106.92 КБ) 164 просмотра
Придется тебя отправить в сепулярий на сепуление. Без сепульки со свистком не возвращайся!
Ответить

Вернуться в «Темы Евдокии»